Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Содержание
  1. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств: образцы актов и журналов
  2. Сроки обязательной инвентаризации
  3. Правила проведения инвентаризации имущества
  4. Приказ об инвентаризации
  5. Комиссия по инвентаризации
  6. Подготовка к инвентаризации
  7. Проведение инвентаризации имущества
  8. Оформление результатов инвентаризации
  9. Излишки и недостача
  10. Образец 3. Ведомость расхождений по результатам инвентаризации
  11. Особенности проведения инвентаризации финансовых обязательств
  12. Ошибки при инвентаризации и штрафы
  13. Акт инвентаризации финансовых обязательств образец
  14. Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении
  15. Инвентаризируем финансовые обязательства организации
  16. Методические указанияпо инвентаризации имущества и финансовых обязательств
  17. Проведение инвентаризации финансовых обязательств организации
  18. Бухгалтерские формы по учету инвентаризации
  19. Акт инвентаризации
  20. А ещё у нас есть
  21. Инвентаризация расчетов в учреждениях
  22. Объекты инвентаризации
  23. Особенности инвентаризации расчетов в казенных учреждениях
  24. Отличительные черты инвентаризации расчетов в бюджетных учреждениях
  25. Инвентаризация в бюджетных учреждениях
  26. Порядок проведения инвентаризации
  27. Как провести инвентаризацию в школе или другом бюджетном учреждении
  28. Инвентаризации подлежат
  29. Инвентаризация основных средств и материальных запасов
  30. Инвентаризация библиотечного фонда в школе или другом в бюджетном учреждении
  31. Инвентаризируем финансовые обязательства организации
  32. Объекты инвентаризации
  33.  Инвентаризация расчетов
  34. Расчеты по кредитам
  35. Расчеты с бюджетом
  36. Расчеты с персоналом
  37. Внутрихозяйственные расходы
  38. Инвентаризация резервов

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств: образцы актов и журналов

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Рассмотрим, как установить порядок и сроки проведения инвентаризации. После проведения инвентаризации нужно зафиксировать результаты проверки.

С октября по декабрь учреждения инвентаризируют имущество, финансовые обязательства и имущественные права. В каких случаях проводить проверки, какие документы составить и как оформить результаты, – в статье.

Сроки обязательной инвентаризации

Перед тем, как начать составлять годовую отчетность проводите обязательную инвентаризацию, в том числе и на забалансе. Сделайте это не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризировать имущество нужно для того, чтобы данные в отчетности были достоверными. Иначе учреждение или ответственных сотрудников могут оштрафовать.

 Подробная инструкция по проведению годовой инвентаризации

Основные средства можно инвентаризировать раз в три года, библиотечный фонд – раз в пять лет (п. 80 СГС и п. 1.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина № 49 от 13 июня 1995). Конкретные сроки и периодичность установите в учетной политике.

 На заметку

Когда еще проводить обязательную инвентаризацию

Проведите обязательную инвентаризацию, когда учреждение:

  • передает имущество в аренду, управление, безвозмездное пользование или на хранение;
  • выкупает или продает имущество – комплекс объектов учета;
  • меняет ответственных, материально ответственных сотрудников. Если в учреждении установлена коллективная ответственность, то инвентаризируйте имущество, когда меняется руководитель коллектива или выбывают больше 50 процентов членов коллектива;
  • выявляет кражу, злоупотребление или порчу имущества;
  • после стихийных бедствий, пожара, других чрезвычайных ситуаций;
  • реорганизуют или ликвидируют учреждение. Инвентаризацию нужно будет провести перед тем как составить ликвидационный (разделительный) баланс;

Проводите обязательную инвентаризацию в других случаях, установленных законодательством или по решению вышестоящего органа. Например, федеральные учреждения инвентаризируют дебиторку по расходам и капвложения.

Правила проведения инвентаризации имущества

Чтобы результаты инвентаризации были признаны, нужно без ошибок провести инвентаризацию имущества. Так как существуют определенные правила проведения инвентаризации имущества, которые строго регламентированы законом.

Приказ об инвентаризации

Издайте приказ о проведении инвентаризации в произвольной форме (см. образец 1), либо используйте типовую форму ИНВ-22, которая утверждена постановлением Госкомстата № 88 от 18 августа 1998 г. (см. образец 2). Обязательно укажите в нем:

  • причину инвентаризации,
  • состав комиссии,
  • какое имущество и обязательства проверяете,
  • даты начала и конца инвентаризации.

Зарегистрируйте приказ в журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма ИНВ-23).

Комиссия по инвентаризации

Инвентаризацию должна проводить специальная комиссия, состав которой утверждает приказом руководитель учреждения. В нее нужно включить как минимум двух человек. Это могут быть:

  • представители администрации;
  • сотрудники бухгалтерии, служб внутреннего контроля или аудита;
  • независимый консультант. Например, заключите договор с аудитором;
  • специалисты других служб и отделов учреждения. Например инженер, экономист.

 Важно запомнить!

В состав инвентаризационной комиссии не включайте материально-ответственных сотрудников.

Подготовка к инвентаризации

Перед тем, как начать инвентаризацию, нужн:

1. Предоставить комиссии приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денег.

2. Взять у материально ответственных сотрудников расписку о том, что он:

  • сдал все приходные и расходные документы на вверенное ему имущество в бухгалтерию и инвентаризационную комиссию;
  • оприходовал или списал имущество, за которое он отвечает.

Также необходимо подготовьте инвентаризационные описи по унифицированным бланкам. Для каждого вида имущества заполните свою форму:

  • инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081);
  • инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
  • инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083);
  • инвентаризационная опись состояния государственного долга РФ в ценных бумагах (ф. 0504084);
  • инвентаризационная опись состояния государственного долга РФ по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504085);
  • инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
  • инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
  • инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
  • инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091).

Полный перечень документов по инвентаризации и инструкции по их заполнению смотрите в таблице. А правила оформления описаны в Приказе Минфина от 30.03.2015 №52н.

Проведение инвентаризации имущества

В инвентаризации должны участвовать все члены инвентаризационной комиссии и ответственные сотрудники. При осмотре имущества должны присутствовать все члены комиссии.

Если не будет хотя бы одного человек, то результаты инвентаризации могут признать недействительными. Исключение – часть членов комиссии инвентаризирует имущество онлайн путем видео- и фотофиксации.

Главное закрепить такую возможность в учетной политике (письмо Минфина № 02-07-10/77499 от 23 декабря 2016 г.).

Обязанность присутствовать при инвентаризации ответственного и материально ответственного сотрудников пропишите в учетной политике и включите в условия трудового договора и договора о полной индивидуальной материальной ответственности (приложение 2 к постановлению Минтруда № 85 от 31 декабря 2002 г.).

Если ответственный сотрудник заболел, находится в отпуске или отсутствует по другим причинам, то проводите инвентаризацию без него, но обязательно сделайте пометку об этом в инвентаризационной описи.

Оформление результатов инвентаризации

Оформите результаты инвентаризации документально. На титульной странице инвентаризационных описях комиссия должна написать свое заключение.

Если выявлены недостачи или излишки сделайте об этом пометку, если все в порядке – пропишите, что остатки на счетах бухучета соответствуют фактическим данным.

После этого опись подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а ответственный сотрудник на первой странице должен подтвердить, что у него нет претензий к членам комиссии и инвентаризация проведена в его присутствии.

На основании инвентаризационных описей составьте акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

 Скачать бланк акта о результатах инвентаризации по форме 0504835

Его подписывают все члены комиссии, а затем утверждает руководитель. Если по итогам инвентаризации есть расхождения с учетом, то акту приложите ведомость по форме 0504092.

А как быть, если во время инвентаризации поступили новые товары? В этом случае оформите их отдельной описью и оприходуйте товары после инвентаризации. А на сопроводительных документах сделайте отметку «после инвентаризации» и укажите реквизиты описи.

Результаты инвентаризации отразите:

  • в учете и отчетности того месяца, когда ее закончили;
  • в годовой отчетности – для инвентаризации по итогам года;
  • в учете на дату ликвидации или реорганизации – для учреждений, которые ликвидируют или реорганизуют.

Основание – пункт 82 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

Излишки и недостача

Если в результате инвентаризации выявлены излишки или недостача, оформите ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Составьте ее только для имущества, по которому есть отклонения от учетных данных (см образец 3).

Образец 3. Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

Скачать образец

По всем недостачам и излишкам, пересортице возьмите письменные объяснения с материально ответственного лица, отразите это в инвентаризационных описях. На основании объяснений и результатов инвентаризации комиссия определит причины отклонений.

Не забудьте отразить расхождения в годовой отчетности:

  • бюджетные и автономные учреждения – в таблице 6 Пояснительной записки (ф. 0503760);
  • казенные учреждения – в таблице 6 Пояснительной записки (ф. 0503160).

Особенности проведения инвентаризации финансовых обязательств

Финансовые обязательства необходимо также инвентаризировать раз в год – перед годовой отчетностью, а также и в других обязательных случаях. То есть нужно подтвердить аналитические остатки по следующим счетам бухгалтерского учёта:

1. Расчёты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с прочими дебиторами и кредиторами. Составьте акт сверки взаиморасчётов, где зафиксируете сумму задолженности. Проверьте обоснованность задолженности и определите сроки ее возникновения.

2. Расчёты с кредитно-финансовыми организациями. Проведите акт сверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Эти данные сравните с остатками на счетах 303 00.

3. Расчёты с прочими дебиторами и кредиторами. Проверьте расчеты с персоналом по оплате труда, нет ли у них депонированных сумм, а также переплаты. Аналогично проведите ревизию расчетов с подотчетными лицами, посмотрите, все ли выданные средства были использованы по назначению.

Результаты инвентаризации зафиксируйте в инвентаризационной описи. Выделите в ней задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Ошибки при инвентаризации и штрафы

Если провести инвентаризацию не по правилам или оформить ее результаты с нарушениями, то это приведет к искажению данных в бухгалтерской отчетности. А это чревато штрафами либо дисквалификацией. Такие ошибки обычно находят при проверке. В таблице 1 приведены самые распространенные ошибки, которые допускают при инвентаризации.

 На заметку

Учреждение вправе оштрафовать именно за то, что она не провела инвентаризацию оружия и патронов, а также наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Таблица 1. Ошибки при инвентаризации

Ошибка Как должно быть
Нарушен порядок проведения инвентаризации
Не утверждены:
  • порядок и сроки проведения инвентаризации;
  • состав инвентаризационной комиссии.
Порядок и сроки инвентаризации закрепите в учетной политике. Состав комиссии установите в приказе.
Не получены расписки от ответственных лиц о том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию. Перед началом инвентаризации ответственные лица дают расписки в инвентаризационных описях по формам № 0504081, № 0504086, № 0504087, № 0504088.
Открыт доступ посторонних лиц к помещениям, в которых проводится инвентаризация. Перед уходом комиссия опечатывает помещения, где хранятся материальные ценности. В обеденный перерыв, ночное время требуется хранить описи в шкафу или сейфе в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. В приказе о назначении инвентаризации указывают ответственных лиц, в сейфе у которых будут храниться инвентаризационные описи (кассир, главный бухгалтер или руководитель).
Отсутствуют некоторые из членов комиссии (болезнь, отпуск, командировка). Если отсутствует один из членов комиссии, то приостановите инвентаризацию. Либо замените его другим сотрудником, но сначала зафиксируйте это в приказе руководителя.
Не проводится инвентаризация дебиторской задолженности. Чтобы обосновать списание безнадежных долгов проведите инвентаризацию дебиторской задолженности. А результаты отразите в инвентаризационной описи по ф. 0504089.
Неправильно оформлены результаты инвентаризации
Несвоевременно отражены результаты инвентаризации. Результаты инвентаризации отразите в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация завершена. Если ее провели перед составлением годовой отчетности, то результаты отразите в бухгалтерской отчетности за год.
Инвентаризационная опись составлена в одном экземпляре. Инвентаризационные описи составьте в двух и более экземплярах. По имуществу, которое находится на ответственном хранении, в аренде, составьте три экземплярах, чтобы передать один из них собственнику имущества.
В описи есть ошибки и исправления, которые не подписаны и не заверены членами комиссии. Исправьте ошибку в описи зачеркнув ее и поставив правильные данные с указанием надписи «Исправленному верить» либо «Исправлено». А затем заверьте ее подписями всех членов комиссии и лиц, ответственных за сохранность имущества, по которому делаются исправления
В описи не подведены итоги по каждой странице, есть незаполненные строки. На каждой странице описи прописью укажите число порядковых номеров материальных ценностей и их общий итог в натуральных показателях. В незаполненных строках проставьте прочерки.
На последней странице описи отсутствует подпись ответственного лица об отсутствии претензий к комиссии и приеме имущества на ответственное хранение. Возьмите расписку у ответственного лица о том, что проверка проводилась в его присутствии, у него нет претензий к комиссии и он принял на хранение имущество, указанное в описи по формам № 0504081, № 0504086, № 0504087, № 0504088.
Не составлена ведомость расхождений по результатам инвентаризации. Излишки и недостачи отражайте в ведомости по форме 0504092.

Про порядок исправления первичных документов читайте в рекомендации Системы Госфинансы. 

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/73222-inventarizatsiya-imushchestva-i-finansovyh-obyazatelstv

Акт инвентаризации финансовых обязательств образец

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Образец заполнения акта о результатах инвентаризации.

Приказ об инвентаризации Скачать Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных Скачать Акт инвентаризации основных средств (незаконченных ремонтов) Скачать Акт инвентаризации денежных средств в кассе (бланк) Скачать Акт инвентаризации наличных денежных средств (образец заполнения) Скачать Акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности Скачать Форма ИНВ 1-а Скачать Форма ИНВ-18 Скачать Акт о результатах (бланк) Скачать Акт о результатах (образец заполения) Скачать Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (Форма N инв-10 по ОКУД 0309009)

  • Приложение 13. Акт инвентаризации расходов будущих периодов (Форма N инв-11 по ОКУД 0309010)
  • Приложение 14. Важно Акт инвентаризации наличных денежных средств (Форма N инв-15 по ОКУД 0309014)
  • Приложение 15. Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (Форма N инв-16 по ОКУД 0309015)
  • Приложение 16.

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Форма N инв-17 по ОКУД 0309016)

  • Приложение 17. Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (Форма N инв-18 по ОКУД 0309017)
  • Приложение 18.
  • При этом сначала издается приказ о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23).

    Затем заполняются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств (формы N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-2, ИНВ-3 и т.д.).

    Внимание

    Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости (формы N ИНВ-18, ИНВ-19).

    Инвентаризируем финансовые обязательства организации

    При проведении инвентаризации следует руководствоваться положениями Методических рекомендаций Минфина РФ от 13 июня 1995 года N 49.

    Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств Проведение инвентаризации должна обеспечивать соответствующая комиссия, которая действует на постоянной основе.

    Назначение членов комиссии производится руководителем организации, для чего издается специальное распоряжение (приказ).

    Инвентаризации, в частности, подлежат дебетовые остатки на счетах 60, 62, 68, 69, 71, 73, 75, 76, а также кредитовые остатки на счетах 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76.
    С целью проведения инвентаризации организация, в т.ч., запрашивает сверку с контрагентами. Результаты инвентаризации расчетов и финансовых обязательств отражаются в соответствующем акте. Существует унифицированная форма акта № ИНВ-17.

    Методические указанияпо инвентаризации имущества и финансовых обязательств

    Данная форма акта формируется по результатам инвентаризации расходов будущих периодов на предмет соответствия фактических затрат,… 0 Подробнее … Данная форма акта формируется по результатам инвентаризации кассы организации на предмет соответствия фактического наличия денежных… 0 Подробнее …

    Данная форма инвентаризационной описи формируется по результатам инвентаризации материально-ответственных лиц организации на предмет соответствия фактического… 0 Подробнее … Данная форма акта формируется по результатам инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и… 0 Подробнее …

    Настоящая форма сличительной ведомости формируется для отражения результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов по… 0 Подробнее …

    Проведение инвентаризации финансовых обязательств организации

    Как составляется акт инвентаризации Процедура проводится по решению руководителя комиссией, состав которой в обязательном порядке утверждается распоряжением. При этом состав такой комиссии, как правило, является постоянным.

    В него включаются представители администрации организации, бухгалтерии, экономисты, техники и т.п., в т.ч. возможно привлечение независимых аудиторских организаций.

    Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при инвентаризации может стать основанием признать ее результаты недействительными.

    В зависимости от цели инвентаризации, плановая она или внеплановая, акты инвентаризации могут иметь разную форму и содержание: акт инвентаризации наличных денежных средств, акт инвентаризации товаров отгруженных и т.п. Форма каждого такого акта утверждения приказом Минфина РФ.

    Такие формы являются примерными, но очень удобными для применения.

    Бухгалтерские формы по учету инвентаризации

    Методических указаний по инвентаризации, являются:

    • выявление фактического наличия имущества;
    • сопоставление полученных данных о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета;
    • проверка правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете организации операций с имуществом и финансовыми обязательствами.

    Т.е. целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета. Определимся, какое же имущество и обязательства подлежат инвентаризации.
    Согласно п.

    Акт инвентаризации

    Результаты оформляются:

    • инвентаризационными описями, где отражается фактическое наличие и количество;
    • сличительными ведомостями, где указываются расхождения между фактом и учетными данными.

    Контроль ТМЦ, основных и денежных средств Образец акта инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных и Образец акта инвентаризации основных средств (незаконченных ремонтов) вы сможете скачать в конце статьи. Наличные денежные средства рекомендуется инвентаризировать чаще, в случае значительного движения средств.
    Там же — образец заполнения акта инвентаризации наличных денежных средств.

    • если в организации введена коллективная (бригадная) ответственность, то инвентаризация обязательна к проведению при смене руководителя такой бригады, при выбытии из коллектива более 50 % ее членов, по требованию одного или нескольких членов.

    Помимо указанных случаев, инвентаризация проводится по решению руководителя. Цель проведения мероприятия – выявить фактическое наличие имущества и сопоставить с данными бухгалтерского учета.

    При этом при смене материально ответственных лиц помимо Акта инвентаризации составляется акт приема-передачи вверенного имущества. Какое имущество подлежит инвентаризации? Основные средства, финансовые вложения, готовая продукция, товары, нематериальные активы, денежные средства и иные финансовые активы, кредиты, займы и резервы.

    Инвентаризация подразделяется по видам имущества и финансовых обязательств следующим образом:

    • инвентаризация основных средств;
    • инвентаризация нематериальных активов;
    • инвентаризация финансовых вложений;
    • инвентаризация товарно-материальных ценностей;
    • инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов;
    • инвентаризация животных и молодняка животных;
    • инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;
    • инвентаризация расчетов;
    • инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов.

    Задача 4. Оформление первичных документов по результатам инвентаризации Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.

    А ещё у нас есть

    Источник: http://territoria-prava.ru/akt-inventarizatsii-finansovyh-obyazatelstv-obrazets/

    Инвентаризация расчетов в учреждениях

    Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

    Источник: журнал «Главбух»

    Показатели, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности образовательной организации, должны быть подтверждены результатами инвентаризации активов и обязательств.

    Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином России Это установлено пунктом 20 Инструкции к Единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

    Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены статьей 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    Требования детализированы в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее – Методические указания).

    В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

    Объекты инвентаризации

    Инвентаризации подлежат все активы и обязательства учреждений (в том числе учитываемые на забалансовых счетах). Наиболее крупной группой из них является инвентаризация расчетов Она проводится посредством документальной проверки обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, а также полноты и своевременности отражения в учете результатов отдельных хозопераций.

    При инвентаризации расчетов с работниками учреждения необходимо проверить правомерность образования кредиторской и депонентской задолженности по состоянию на конец отчетного года, состояние расчетов по возмещению нанесенного учреждению ущерба, а также правомерность образования дебиторской задолженности по подотчетным суммам, не погашенным по состоянию на отчетную дату.

    Также целесообразно провести тщательную проверку полноты, правомерности и своевременности изменений, внесенных в коллективные и трудовые договоры, локальные нормативные акты учреждений, регулирующие трудовые отношения (например, Положение об оплате труда, Положение о премировании и прочие), в связи со вступлением в силу нового закона об образовании.

    Особенности инвентаризации расчетов в учреждениях различных типов обусловливаются их правовым статусом, законодательным и нормативным регулированием специфики осуществления отдельных хозяйственных операций.

    Правовой статус бюджетных и автономных учреждений (в части особенностей отражения в учете отдельных расчетных операций) отличается непринципиально.

    Поэтому ниже мы подробно остановимся только на отличиях в организации и проведении инвентаризации отдельных групп расчетов в казенных и бюджетных учреждениях.

    Особенности инвентаризации расчетов в казенных учреждениях

    Основные отличия определяются одной из целей, которые должны достигаться при инвентаризации расчетов в государственных и муниципальных учреждениях – полнота и правомерность использования выделенных бюджетных средств, а также средств учреждений, полученных ими в рамках приносящей доход деятельности. Таким образом, при проведении инвентаризации расчетов в казенных учреждениях следует установить:

    • обеспеченность переходящих остатков кредиторской задолженности лимитами бюджетных ассигнований;
    • правомерность перечисления сумм предварительной оплаты (авансов) поставщикам и подрядчикам;
    • правомерность заключения и своевременность оплаты казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств (в частности, проверка обеспеченности заключенных контрактов лимитам бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств);
    • своевременность и полнота оформления документов, служащих основанием для отражения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков (при осуществлении казенным учреждением приносящей доход деятельности);

    Так как казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса, при проведении инвентаризации расчетов необходимо провести тщательный анализ всех операций, совершенных в отчетном году, на предмет выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и иных бюджетных нарушений. Направления проверки следует соотнести с перечнем видов указанных нарушений, содержащихся в новой главе 30 Бюджетного кодекса РФ.

    Отличительные черты инвентаризации расчетов в бюджетных учреждениях

    При проведении инвентаризации расчетов в бюджетных учреждениях необходимо обратить внимание на следующие особенности.

    1. В отличие от казенных учреждений бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, а финансирование получают в виде субсидий на выполнение госзадания, на иные цели, а также на цели капвложений.

    При этом остатки средств субсидий на выполнение задания могут переходить на следующий год, остатки субсидий на иные цели подлежат возврату в соответствующий бюджет, а условиями предоставления субсидий на капвложения могут быть установлены сроки, выходящие за пределы одного календарного года.

    Таким образом, целесообразно все расчеты инвентаризовать в разрезе источников финансирования расходов и затрат – по каждому виду субсидий.

    2. Еще одна особенность расчетов бюджетных учреждений связана со статусом финансовых активов, находящихся на балансе (в оперативном управлении). Здесь также имеет смысл дифференцировать объекты инвентаризации в зависимости от статуса имущества – недвижимое, особо ценное, иное и лизинговое.

    При этом будет нелишним проверить правильность отнесения имущества к различным группам – в частности, к категории иного имущества (которым учреждение может распоряжаться самостоятельно).

    Указанная группировка объектов инвентаризации может иметь место как при инвентаризации кредиторской задолженности (при приобретении или создании нефинансовых активов), так и при инвентаризации расчетов с дебиторами (при реализации или ином выбытии имущества).

    3. Особое внимание необходимо обратить на сумму и условия сделок, связанных с движением нефинансовых активов, в результате которых образуется дебиторская или кредиторская задолженность. Целью такой проверки является выявление возможных случаев осуществления крупных сделок или сделок с заинтересованностью без согласования с учредителем.

    4. В отличие от казенных учреждений бюджетным и автономным учреждениям законодательство не запрещает выдавать и привлекать заемные средства.

    Поэтому отдельно должны быть проверены расчеты с кредитными организациями (выдавшими кредиты), иными кредиторами по суммам полученных займов, а также расчеты с юридическими и физлицами, получившими займы от учреждения.

    При этом должно быть проверено не только соответствие данных бухучета фактическим остаткам задолженности, но также законность (включая документальное оформление) выдачи и привлечения заемных средств, выявлены возможные случаи нарушения расчетов как по выданным, так и по привлеченным займам и кредитам.

    Если подобные нарушения будут выявлены, необходимо провести дополнительную проверку своевременности и полноты мер, принятых к лицам, допустившим просрочку погашения займов, а также найти причины просрочки погашения задолженности по привлеченным заемным средствам и правомерности возмещения примененных к учреждению финансовых санкций.

    5. При проверке расчетов с потребителями платных образовательных услуг целесообразно проверить правомерность формирования цены на услуги и структуру затрат, включаемых в себестоимость услуг.

    6.

    При реализации услуг в виде сдачи в аренду временно свободных зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении учреждения, проверяется правильность определения размера арендной платы, полноты и своевременности ее взимания. Кроме того, надо проверить правомерность списания расходов по содержанию переданного в аренду имущества (на предмет выявления случаев возмещения указанных затрат за счет средств субсидии на выполнение госзадания).

    В. Захарьин,
    эксперт по бюджетному учету

    Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/44470-inventarizaciya-raschetov-v-uchrezhdeniyah.html

    Инвентаризация в бюджетных учреждениях

    Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

    Инвентаризация – это один из методов бухгалтерского учета, представляет собой сверку фактического наличия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату.

    Инвентаризация – это оценка, контроль за правилами хранения и состояния средств и ценностей в целом.

    Фактическое наличие имущества определяется путем обязательного взвешивания, обмера и подсчета.

    В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности должна проводиться инвентаризация в бюджетном и казенном учреждениях, с целью проверки товарно-материальных ценностей и документального подтверждения их наличия.

    В ряде случаев порядок (количество, сроки, даты, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них и т.п.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации и утверждается в учетной политике учреждения (пункт 8 приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г., № 34н), за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

    К таковым относятся смена руководителя бюджетного учреждения, стихийные бедствия, реорганизация и ряд других случаев).

    Если вас интересует услуга проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2016 году, ознакомьтесь с соответствующим разделом здесь.

    Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств учреждения, а также порядок оформления ее результатов установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13,06,1995 № 49.

    Согласно п.1.3 Методических рекомендаций инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств:

    • производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные)
    • имущество, не учтенное по каким либо причинам.

    Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу (п.332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.).

    Материально ответственное лицо является обязательным участником процесса инвентаризации.

    До момента начала инвентаризации в школе, детском саду (ДОУ), музее или другом бюджетном учреждении материально ответственное лицо в бухгалтерию сдает все подтверждающие документы о движении имущества (приходные накладные или расходные акты).

    Порядок проведения инвентаризации

    Активы и обязательства учреждения подлежат инвентаризации (ст.11 федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») Согласно п.

    3 данной статьи случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическими субъектами.

    Исключение составляет инвентаризация, проведение которой обязательно и предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Иными словами инвентаризация обязательна или может носить добровольный характер.

    В учетной политике учреждения отражается порядок проведения инвентаризации, в т.ч. график и даты проведения мероприятия.

    Инвентаризация может быть проведена сплошным или выборочным методом.

    Как провести инвентаризацию в школе или другом бюджетном учреждении

    Рассмотрим поэтапно процесс проведения инвентаризации:

    • Формирование инвентаризационной комиссии.
    • Согласование сроков проведения и видов имущества для инвентаризации.
    • Подготовка приказа о проведении инвентаризации (форма, утвержденная Госкомстата России от 18 августа 1998 г № 88) Приказ утверждается руководителем учреждения.
    • Передача данных учета бухгалтерией председателю комиссии (инвентаризационные описи, сличительные ведомости).
    • Проверка фактического имущества и обязательств.
    • Сопоставление наличия имущества с данными отраженными в бухгалтерском учете.
    • Отражение результатов инвентаризации (излишки. недостача) в бухгалтерских регистрах.

    Инвентаризационные описи формируются на фактическую дату проведения инвентаризации.

    Описи могут быть заполнены с помощью вычислительной техники или ручным способом (по данным бухгалтерского учета).

    Фактическое наличие имущества (ценностей) в описи прописываются разборчиво, шариковой ручкой или чернилами:

    Исправления в описи согласовываются всеми членами инвентаризационной описи.

    Инвентаризации подлежат

    • Основные средства – материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года).
    • Материальные запасы, находящаяся на различных стадиях производства (и обращения) продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного. Срок полезного использования – менее одного года.
    • Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
    • Расчеты с подотчетными лицами.

    Инвентаризация основных средств и материальных запасов

    До начала инвентаризации основных средств необходимо проверить:

    • наличие инвентарных карточек, книг;
    • наличие и состояние технических паспортов;
    • документов на основные средства переданных в аренду;
    • документов подтверждающих право собственности на недвижимость (задания, сооружения);
    • факт документов на земельный участок (и другие природные ресурсы).

    Каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3000 руб. включительно, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации (п.46 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01,12,2010 № 157н.).

    Сверка инвентарных номеров происходит в процессе проведения инвентаризации.

    Инвентаризация товарно–материальных ценностей, находящихся в эксплуатации, проходит по месту их нахождения отдельно по каждому материально ответственному лицу, на хранении у которых они находятся.

    Инвентаризация библиотечного фонда в школе или другом в бюджетном учреждении

    Источник: https://www.intercomp-cbu.ru/priemnaya-ekspertov/articles/inventarizatsiya-v-byudzhetnykh-uchrezhdeniyakh-/

    Инвентаризируем финансовые обязательства организации

    Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

    Инвентаризация финансовых обязательств организации, как и любая другая инвентаризация, проводится с целью проверки достоверности данных регистров бухгалтерского учета и отчетности.  Методологические указания (пункт 1.2.) представляют финансовые обязательства предприятий и организаций (независимо от формы собственности и юридического статуса) в следующем виде:

    • Задолженность перед поставщиками;
    • Банковские кредиты и займы сторонних лиц (в т.ч. связанных);
    • Резервы предприятия (независимо от целевого назначения).

    Объекты инвентаризации

    Объектами инвентаризации являются все пассивы предприятия (за исключением собственного капитала).

    Сроки проведения такой инвентаризации (а также порядок и периодичность ее проведения) устанавливаются руководителем предприятия на основании приказа Министерства Финансов РФ от 9.11.2010 года №-142н.

    Обязательная инвентаризация обязательств проводится в следующих случаях:

    • Структурное преобразование (либо ликвидация) предприятия;
    • Подготовка отчетности (квартал, год);
    • Смена ответственных лиц.

    У практикующих бухгалтеров принято разделять инвентаризацию финансовых обязательств на два блока:

    • Инвентаризация расчетов;
    • Инвентаризация резервов.

     Инвентаризация расчетов

    При проведении проверки достоверности отраженной в бухучете информации о расчетах с кредиторами детальной сверке подлежат следующие расчеты:

    • С поставщиками и покупателями (по полученным авансам) Счета 60,62;
    • По банковским кредитам и займам. Счета 66,67;
    • Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондам (в т.ч. по страховым взносам). Счета 68,69;
    • Расчеты с сотрудниками и подотчетными лицами по выплатам и начислениям. Счета 70, 71, 73;
    • Прочими кредиторами. Счет 76.

    Самым простым (в методологическом, но не техническом плане) инструментом проверки актуальности и достоверности данных о долгах компании за отгруженные ей товары и предоставленные услуги является составление и подписание актов сверки с каждым контрагентом. В Методологических Указаниях предлагается образец такого акта, но он не является нормативным и может составляться предприятием в произвольной форме.

    Проводя инвентаризацию расчетов на крупном предприятии имеет смысл определить нижнюю границу инвентаризируемых задолженностей и указать ее в приказе об инвентаризации. Такой подход значительно снизит объем выполняемой работы. При этом качество проведенной инвентаризации практически не пострадает — “правило Парето” никто не отменял.

    Результаты проведенной инвентаризации фиксируются в нормативных регистрах. Сначала итоги сверок с каждым кредитором заносятся в справку, которая является приложением к акту по форме ИНВ-17 (Приложение У). В этой справке указываются:

    • Реквизиты каждого кредитора организации;
    • Причина и период возникновения задолженности;
    • Сумма задолженности.

    На основании такой справки, составляется инвентаризационный акт по поставщикам и прочим кредиторам по форме ИНВ-17.

    Результатом инвентаризации нередко становится списание кредиторской задолженности. Такие списания (точнее, их правомочность) становятся объектами обязательной проверки в ходе последующих инвентаризаций. Это особенно важно на крупных многопрофильных предприятиях, для которых неотфактурованные поступления сырья и материалов являются едва ли не повседневным делом.

    Расчеты по кредитам

    Инвентаризация расчетов по займам и кредитам включает в себя проверку всех источников заемных средств в разрезе каждого кредитора и каждого договора. Очень важным является правильное разделение (и, соответственно, правильное отражение в регистрах учета) краткосрочных (срок погашения до календарного года) и долгосрочных (срок погашения более года) кредитов и займов.

    Также кредиты и займы должны быть ранжированы по степени обеспечения и его виду. Желательно чтобы учетные регистры кредитов, в обеспечение которых передавалось в залог имущество предприятия, содержали информацию о таком имуществе.

    Учет задолженности по эмитированным облигациям должен вестись отдельно в разрезе кредиторов, в списке которых должны разделяться физические и юридические лица.

    Займы и кредиты, по которым были нарушены сроки погашения, отражаются в инвентаризационной ведомости отдельно.

    Кроме этого процедура инвентаризации предусматривает детальную проверку своевременности и правильности начисления и выплаты процентов.

    Расчеты с бюджетом

    Сверка расчетов по налогам и другим платежам в бюджет и внебюджетные фонды ничем не отличается от инвентаризации расчетов с поставщиками. В обоих случаях конечной целью является проверка правильности отражения в учете суммы, даты возникновения и причины возникновения задолженности.

    В ходе инвентаризации расчетов по налогам проверяется также правильность начисления налогов и своевременность подачи соответствующих отчетов в налоговые органы.

    Очень важно ранжировать задолженность по налогам на текущую (срок оплаты не наступил) и просроченную. Пени и штрафы необходимо учитывать отдельно.

    Расчеты с персоналом

    Инвентаризация расчетов по заработной плате проводится в разрезе начислений и выплат. Как, правило, эти расчеты инвентаризируются параллельно с вышеупомянутой инвентаризацией расчетов по налогам и взносам во внебюджетные фонды. Сверка проводится по каждому сотруднику.

    Суммы, выданные в подотчёт, инвентаризируются по каждому отдельному подотчетному и лицу и каждой отдельной сумма, полученной такими лицами.

    В ходе такой инвентаризации проверяется не только правильность выплат и своевременность предоставления отчетов по использованию подотчетных средств.

    При сверке также проверяется правомочность использования сумм, источники финансирования и целевое назначение использованных средств.

    По результатам всех перечисленных инвентаризаций составляются акты и ведомости. При необходимости, как в случае инвентаризации кредиторской задолженности, составляются карточки по каждому инвентаризируемому объекту.

    Все эти документы оформляются согласно стандартам и подписываются членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

    Внутрихозяйственные расходы

    На малых и средних предприятиях счет бухгалтерского учета №79 особой “популярностью” не пользуется и внутрихозяйственные расходы на таких предприятиях не инвентаризируются из-за отсутствия таковых.

    Но на крупных многопрофильных предприятиях (холдингах, корпорациях) этот вид расчетов требует пристального внимания.

    В ходе инвентаризации внутрихозяйственных расчетов проверяются следующие операции:

    • Расчеты по выделенному имуществу;
    • Расчеты по взаимному отпуску материальных ценностей;
    • Расчеты по продаже продукции, работ, услуг,
    • Расчеты по передаче расходов по обще управленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п.

    Это обобщенный перечень. На каждом предприятии он может претерпевать существенные изменения т.к. перечень внутрихозяйственных операций очень вариативен и устанавливается согласно структуре и внутренней учетной политике предприятия.

    В рамках данной инвентаризации каждое подразделение должно рассматриваться как отдельное предприятие. Результаты должны быть оформлены так же, как оформляются результаты инвентаризации по расчетам с кредиторами, описанные выше.

    Инвентаризация резервов

    Согласно действующего федерального налогового законодательства и стандартов бухгалтерского учета предприятия могут создавать резервы, которые могут отражаться как в пассивах, так и в активах предприятия.

    Как правило, резервы имеют четкое целевое назначение и формируются с определенных источников. Эти цели и источники определяются учетной политикой предприятия.

    Наиболее популярными (используемыми практически всеми субъектами хозяйствования являются:

    • Резерв отпусков;
    • Резервы сомнительной дебиторской задолженности;
    • Расходы и доходы будущих периодов.

    В процессе проведения инвентаризации резервов в первую очередь проверяется обоснованность их создания и соответствие задекларированным в учетной политике целям и задачам.

    Источник: http://buh-spravka.ru/buhgalterskij-uchet/inventarizaciya-finansovyh-obyazatelstv-organizacii.html

    Большой налог
    Добавить комментарий