Обязательна ли экспедиторская расписка?

Содержание
  1. Экспедиторская расписка – правила составления и ответственность сторон!
  2. О необходимости экспедиторской расписки
  3. Что подтверждает расписка?
  4. Основные требования к документу
  5. Инструкция по заполнению бланка экспедиторской расписки
  6. Бухгалтерская сторона вопроса
  7. – Ответственность экспедитора в случае повреждения или потери груза
  8. Экспедиторская расписка для чего нужна
  9. Как написать экспедиторскую расписку
  10. Транспортная накладная для подтверждения расходов у заказчика экспедиторских услуг – лишний документ или необходимость?
  11. Экспедиторская расписка заменяет ттн или нет? – Предприятие Инфо
  12. Оформление документов выполняется только в следующих случаях
  13. Форма заявки
  14. Как заполнить ТТН
  15. Экспедиторская расписка
  16. Обычные дела
  17. Распишитесь…
  18. Форма и содержание
  19. Вниманию бухгалтеров
  20. Экспедиторская расписка — особенности и правила оформления
  21. Особенности
  22. Что это такое?
  23. Для чего нужна?
  24. Кто оформляет и обязательно или нет?
  25. Заменяет ли транспортную накладную?
  26. Правила составления
  27. Как написать экспедиторскую расписку — подробная инструкция
  28. Советы юристов

Экспедиторская расписка – правила составления и ответственность сторон!

Обязательна ли экспедиторская расписка?

Многие компании нуждаются в доставке каких-то материалов или продукции к месту назначения, однако не у каждой есть собственный транспорт. И при оформлении договоров, касающихся транспортировки, нередко возникают различные неточности и нарушения. Но обо всем по порядку.

Пример экспедиторской расписки

Согласно контракту транспортной экспедиции, в обязанности самого перевозчика входит выполнение указанных в этом документе услуг (за счет отправителя или получателя груза).

И если договор не разовый, то в нем обязательно должны содержаться отсылки к приложениям, составляемым для каждой новой перевозки, и оговорки, что все они, то есть приложения – это неотъемлемые части документа. Но в некоторых случаях такая оговорка не требуется вовсе, т. к.

факт неотъемлемости ряда договорных приложений предусмотрен законодательством.

Именно таким образом обстоят дела с экспедиторским поручением, где указывается список услуг и условия их выполнения посредством складской расписки, которая, в свою очередь, говорит о том, что экспедитор принял у отправителя груз на временное хранение, а еще с экспедиторской распиской (подтверждено постановлением №554 от сентября 2006-го года). Иными словами, благодаря этой расписке экспедитор получает право на временное владение грузом.

Важно! Все эти документы обязательны как для компании-экспедитора, так и для ее клиента. А если одно из этих «приложений» по той или иной причине будет отсутствовать, то отправитель груза может столкнуться с серьезными трудностями при восстановлении справедливости.

О необходимости экспедиторской расписки

Правила транспортно-экспедиционной деятельности

Чтобы лучше понять, насколько важна описываемая в статье расписка, приведем в качестве примера типичную ситуацию.

Пример.

Получатель груза обратился к экспедитору, чтобы тот выполнил транспортировку от его имени. Был оформлен соответствующий контракт, на основании которого исполнителю выдали:

  • товаротранспортную накладную;
  • доверенность.

Но все случилось не так, как изначально планировалось – определенная часть груза была утеряна. Стороны некоторое время безрезультатно переписывались, после чего получатель обратился в суд. Он потребовал, чтобы с экспедитора взыскали стоимость потерянного груза, но спор ему так и не удалось выиграть, причем ни в одной из инстанций.

Причина проста: получатель груза не смог предоставить суду экспедиторскую расписку, а значит, формально никаких договорных обязательств между фирмами не было вовсе.

Как видим, из-за отсутствия расписки, которая должна обязательно прилагаться к договору, нельзя добиться возмещения стоимости потерянного груза, поскольку никаких обязательств по контракту с юридической точки зрения в таком случае быть не может.

Что подтверждает расписка?

Итак, экспедитор выдает расписку после того, как получит груз, подтверждая тем самым сам факт передачи. Кроме того, экспедитор получает право владеть грузом на время его транспортировки. Выдача этого документа подтверждает как минимум четыре важных момента.

  1. Отправка уже состоялась, а экспедиторская фирма ответственна за выполнение своих транспортных обязательств.
  2. Упаковка груза или тара, в котором он находится, в нормальном состоянии.
  3. документа полностью согласовано с инструкциями, которые были переданы экспедитору, иными словами, отсутствуют любые разночтения.
  4. Условия, указанные в транспортной документации, не противоречат тем обязательствам, которые взяла на себя экспедиторская фирма.

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

Основные требования к документу

Отдельное внимание следует уделить форме описываемой в статье расписки. Согласно общепринятым нормам экспедитор обязан заполнить и подписать бланк сразу в двух экземплярах (один для себя, другой для отправителя груза или клиента).

Важно! Расписка – это вовсе не оборотный документ, то есть ее не нужно возвращать после того, как груз будет доставлен.

К бланку документа предъявляются следующие требования:

  • он должен быть распечатан на листах формата А4;
  • при этом должен использоваться шрифт 14-го размера (зачастую используется Times New Roman);
  • заполнять следует или на компьютере, или вручную, но исключительно с помощью шариковой ручки (она может быть только черной или синей);
  • никаких ошибок там быть не должно.

Практически все поля рассчитаны на описание груза. Здесь они практически те же, что и в поручении экспедитору – упомянутом выше транспортном документе. Но одного поля в поручении нет – речь идет о пункте «Условия». Здесь, как можно судить из названия, указываются условия, на которых экспедитор принимает груз, а также его обязательства как доставщика.

Статья 802. Форма договора транспортной экспедиции

При желании ниже можно проставить особые отметки, например, любые дополнительные сведения о:

  • ценностях;
  • сохранности транспортируемого груза;
  • особом способе перевозки;
  • безопасности окружающей среды и проч.

После заполнения бланк подписывается самим экспедитором или, как вариант, его уполномоченным представителем.

Экспедиторская расписка. Файл для скачивания.

Экспедиторская расписка

Инструкция по заполнению бланка экспедиторской расписки

Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Бланк состоит из 16-ти полей. Рассмотрим, что следует указывать в каждом из них.

Поле №1. Здесь необходимо указать дату составления документа.

Поле №2. В нем следует проставить номер расписки.

Поле №3. Вносятся сведения об отправителе груза: полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.

Бланк экспедиторской расписки

Поле №4. Указываются сведения о получателе (клиента): полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.

Поле №5. Вносится информация об экспедиторе: полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.

Поле №6. Здесь необходимо указать название государства, в котором был изготовлен подлежащий транспортировке груз.

Поле №7. В следующей графе экспедитор указывает товарный код транспортируемого груза, требуемый для статистики и таможни, а также непосредственно для транспортных нужд.

Поле №8. Вносится маркировка перевозимого груза согласно действующему законодательству России.

Поле №9. Далее необходимо указать точное кол-во грузовых мест, а также конкретный тип упаковки.

Поле №10. Вносятся сведения о массе груза нетто и брутто (то есть без упаковки и с ней).

Поле №11. В этом поле указывается точный объем груза.

Поле №12. Здесь экспедитор указывает стоимость груза (согласно платежной документации).

Поле №13. Обозначаются размеры и масса отдельной упаковки.

Поле №14. Обозначаются условия, при которых состоится прием груза, а также обязательства экспедитора перед клиентом.

Поле №15. Здесь можно указывать особые отметки, о которых шла речь в предыдущем пункте статьи.

Поле №16. Экспедитор или уполномоченный представитель указывать в этой графе ФИО и ставит подпись.

Статья 804. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору

Стоит отметить, что если не будут соблюдены установленные законодательством формы документа, это формально будет значить отсутствие расписки как таковой. А значит, никаких договорных обязательств с юридической точки зрения нет, поэтому если недовольный клиент, к примеру, обратится в суд, то ему, по всей видимости, можно даже не рассчитывать на положительное для себя решение.

Бухгалтерская сторона вопроса

Может показаться, что корректно заполненная расписка необходима лишь клиенту, но на самом деле в ней заинтересована и сам экспедиторская компания. Ведь расписка говорит о приеме груза и передаче прав на временное его владение.

Важно! Расписка не подтверждает расходов клиента, т. к. в ней не указывается стоимость оказываемых экспедитором услуг, а лишь то, сколько стоит груз.

https://www.youtube.com/watch?v=YrsHH4Hyhak

Тем не менее, документ входит в обязательный пакет бумаг, которые подтверждают сам факт предоставления услуг, вместе с накладной, транспортировочными документами, отчетом экспедитора и самим контрактом. Этот пакет, к слову, необходим сразу обоим участникам сделки: получателю – с целью применения вычетов из НДС, в то время как экспедитору – для подтверждения прав на использование нулевой ставки.

Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Статьи 805 и 806

– Ответственность экспедитора в случае повреждения или потери груза

Источник: https://law-world.ru/yuridicheskaya-praktika/dolgovye-raspiski/ekspeditorskaya-raspiska.html

Экспедиторская расписка для чего нужна

Обязательна ли экспедиторская расписка?

Экспедиторская расписка – это документ, который подтверждает факт получения экспедитором груза от клиента либо указанного им грузоотправителя для осуществления перевозки.

Экспедиторская расписка предоставляет право экспедитору на владение грузом до момента его передачи клиенту либо указанному им грузополучателю.

Заполнением бланка экспедиторской расписки занимается экспедитор.

Как написать экспедиторскую расписку

В отличие от других видов расписок, экспедиторская расписка имеет типовой бланк (утвержден приказом Минтранса РФ № 23 от 11.02.2008 г.). Прилагаем инструкцию по его заполнению:

  • в строке 1 указывается дата составления экспедиторской расписки;
  • в строке 2 проставляется номер документа;
  • в строке 3 указывается информация о грузоотправителе: полное наименование и местонахождение юридического лица либо ФИО и место регистрации индивидуального предпринимателя, контактный телефон;
  • в строке 4 указываются сведения о клиенте: полное наименование и местонахождение юридического лица либо ФИО и место регистрации индивидуального предпринимателя, контактный телефон;
  • в строке 5 указываются данные об экспедиторе: полное наименование и местонахождение юридического лица или ФИО и местожительство индивидуального предпринимателя, контактный телефон;
  • в строке 6 пишется название страны, в которой был произведен груз;
  • в строке 7 прописывается опознавательный номер груза, предназначенный для транспортных, таможенных и статистических целей;
  • в строке 8 пишется погрузочная разметка (маркировка груза) в соответствии с законодательством РФ;
  • в строке 9 указывается количество грузовых мест, а также вид упаковки;
  • в строке указывается вес груза с упаковкой (брутто) и без нее (нетто);
  • в строке 11 пишется объем груза;
  • в строке 12 указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами;
  • в строке 13 прописываются габариты и вес каждой упаковки;
  • в строке 14 указываются условия приема груза экспедитором и обязательства экспедитора;
  • в строке 15 содержатся особые отметки: к примеру, информация об особом способе транспортировки, сохранности перевозимого груза и об обеспечении безопасности окружающей среды;
  • в строке 16 экспедитор либо уполномоченное лицо ставит личную подпись и указывает свою фамилию, имя и отчество.

Бланк экспедиторской расписки заполняется в двух экземплярах (оригинал предназначен для клиента либо указанного им грузоотправителя, второй экземпляр остается у экспедитора).

Заполняется данный документ от руки либо набирается на компьютере. Любые помарки, исправления в нем не допускаются.

Транспортная накладная для подтверждения расходов у заказчика экспедиторских услуг – лишний документ или необходимость?

Специально для сайта www.audit4dk.ru

31 августа 2015

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы, учитываемые налогоплательщиком при исчислении налогооблагаемой прибыли, должны быть экономически обоснованными (произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода) и документально подтвержденными.

Согласно статье 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» утвержденными Правительством РФ правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);

требования к качеству экспедиционных услуг;

порядок оказания экспедиционных услуг.

Источник: https://bookerlife.ru/jekspeditorskaja-raspiska-dlja-chego-nuzhna/

Экспедиторская расписка заменяет ттн или нет? – Предприятие Инфо

Обязательна ли экспедиторская расписка?

После того, как были приняты Правила перевозки, у многих предпринимателей возникали вопросы о том, как грамотно и правильно оформить новую форму транспортной накладной, которая подтверждает договор перевозки какого-либо груза.

Как заполнить ТТН нового образца? Она составляется на одну партию груза или несколько, однако только в том случае, если в договоре не предусмотрено других мер и условий. Причем партия или партии должны перевозиться только с помощью одного конкретного транспортного средства. Составляется она в трех экземплярах:

  • для грузоотправителя;
  • для грузополучателя;
  • для перевозчика.

На одну машину создается только одна накладная по специальному и официальному принципу. Однако в том случае, если одним транспортам перевозятся грузы различным грузополучателям, то для каждой партии груза для отдельного получателя нужно составлять разные накладные.

Транспортная накладная оформляется, если транспортировка выполняется с привлечением стороннего перевозчика, а также тогда, когда груз поставляется непосредственно к клиенту транзитом.

В документе не прописывается цена транспортируемого груза, а в бланке может быть указана объявленная стоимость, однако только тогда, когда товары относятся к категории ценных.

Если в транспортной накладной имеются какие-либо исправления, то они должны быть заверены подписями сторон.

Оформление документов выполняется только в следующих случаях

  1. Перевозка организуется поставщиком, однако выполняется сторонним перевозчиком.

    В этой ситуации оформляются отдельно документы на доставку, а также на куплю-продажу товаров. Нужно создавать три экземпляра накладной по новой официальной форме. Один вариант отдается продавцу, который с его помощью подтверждает свои расходы на транспортировку.

    Другой переходит непосредственно покупателю, который подтверждает с его помощью реальность операции. Третий экземпляр накладной переходит к перевозчику.

    В том случае если транспортировка груза осуществляется в специальных контейнерах, то дополнительно составляется сопроводительную ведомость.

  2. Транспортировка осуществляется покупателем с помощью стороннего перевозчика.

    В данной ситуации поставщик оформляет ТОРГ-12, поскольку он должен лишь подготовить товар к транспортировке, а также известить об этом покупателя.

    Покупатель в этом случае выступает в качестве грузоотправителя, а право собственности на груз переходит к нему в то время, когда продавец передает товар перевозчику.

    Однако это происходит только тогда, когда другие условия не прописываются в договоре. Оформлением транспортных накладных должен в этом случае заниматься именно покупатель.

  3. Груз транспортируется транзитом непосредственно покупателю от продавца, не проходя через перекупщиков.

    Обычно различные оптовые фирмы закупают у поставщиков всевозможные товары и перепродают их непосредственно конечным потребителям. Однако все эти операции прописываются по документам, а на самом деле перевозчик просто доставляет товар от продавца к потребителю, не сгружая его на склад перекупщика.

    Для данной ситуации нужно составить две ТОРГ-12. В первом документы перевозчик – это покупатель, а во втором – продавец. После подписания первой накладной он становится собственником груза, который полностью принадлежит ему, поэтому во время оформления накладной в графе грузоотправитель указывается перевозчик, а в качестве грузополучателя выступает конечный покупатель.

    Заполняется документ грузоотправителем и перевозчиком. Однако стороны могут изменять порядок заполнения транспортной накладной, поэтому не редки случаи, когда ее заполняет только перевозчик.

    Заказчик подает заявку перевозчику, который должен рассмотреть ее в течение 3-х дней и дать ответ заказчику о том, будет ли принята заявка или отклонена. Отказ должен составляться в письменном виде.

    Официальной формы заявки нет, однако стороны могут самостоятельно ее создать и утвердить. На основании заявки перевозчик первоначально оформляет накладную, поэтому в заявке должна прописываться вся необходимая информация о грузе и расчет цены.

Форма заявки

  • Перевозчик по принятию заявки ставит специальную отметку о ее принятии, печать и подпись.
  • Заказчик с перевозчиком при рассмотрении конкретной заявки определяют все важнейшие условия и правила транспортировки. Перевозчик заполняет с 8 по 11, а также 13, 15 и 16 пункты накладной.
  • Заказчик заполняет пункты с первого по седьмой. Можно дополнительно прописывать в договоре, что именно перевозчик самостоятельно заполняет все пункты заявки. Пункты 6 и 7 не заполняются на данном этапе, поскольку они необходимы для приемки товара и его сдачи грузополучателю.
  • В 16 пункте обе стороны ставят дату, когда была составлена данная накладная, а также расписываются и ставят печати. Если все это присутствует в документе, то это означает, что все условия и правила транспортировки согласованы обеими сторонами.
  • В 6 пункте заказчик должен поставить печать и расписаться, а перевозчик после выполнения транспортировки должен в этом же пункте поставить подпись.
  • В 12 пункте перевозчик после завершения транспортировки может написать какие-либо замечания или примечания о приемке груза.
  • В 7 пункте грузополучатель должен поставить свою печать и расписаться. Сдавший груз водитель должен также поставить свою подпись.
  • Все графы, в которых ничего не заполнены, должны содержать прочерки, которые можно сделать ручкой.
  • В случае если все подписи выполняются по специальным доверенностям, то печати можно не ставить.

Вышеуказанные правила не учитывают много различных важных факторов и особенностей, которые возникают на практике, например таких:

  • заказчик действует от лица грузоотправителя, но не является им;
  • заказ может поступить в электронном виде, поэтому заказчик не может подписать накладную и оформить ее вручную.

Если заказчик перевозки и сам перевозчик не могут быстро и в установленные сроки поставить подписи на накладной, то следует возлагать обязанность заполнения документа на перевозчика.

Согласование может осуществляться с помощью факса или писем электронной почты. В этом случае перевозчик должен заполнить накладную, подписать ее и поставить на ней печать, отсканировать документ и в электронном виде отправить по факсу или почте заказчику, чтобы он оформил необходимые пункты.

Однако такая накладная может стать причиной недовольства налоговых органов и приведет к возникновению множества вопросов. Поэтому окончательный вариант накладной со всеми важными и необходимыми подписями и отметками должен быть отправлен заказчику любым способом. Данный документ считается подтверждением того, что перевозчик полностью выполнил все свои обязанности.

Полностью оформленная накладная со всеми заполненными пунктами должна находиться у:

  • заказчика;
  • грузоотправителя;
  • перевозчика;
  • грузополучателя.

Как заполнить ТТН

Существует несколько алгоритмов, применяемых для различных ситуаций.

Грузоотправитель – это заказчик перевозки.

  • Грузоотправитель – заполняет грузоотправитель и прописывает всю детальную информацию о себе и своих представителях.
  • Грузополучатель – заполняет грузополучатель и размещает детальные данные о себе.
  • Наименование груза – заполняет грузоотправитель. В данной графе пишется информация о грузе, его параметрах и особенностях.
  • Сопроводительные документы — заполняет грузоотправитель только при наличии важнейших официальных сертификатов и др. документов.
  • Указания грузоотправителя- заполняет грузоотправитель и прописывает характеристики транспортного средства, которые важны для того, чтобы осуществить качественную транспортировку груза.
  • Прием груза – заполняет как грузоотправитель, так и перевозчик. Здесь прописывается адрес приемки груза, а также дата и время, когда будет подан транспорт, в котором будет осуществляться перевозка.
  • Сдача груза – заполняет как грузоотправитель, так и перевозчик. Здесь прописывает адрес, на котором будет выполнена выгрузка товара, а также дата и точное время, когда прибудет транспортное средство с грузом под выгрузку.
  • Условия перевозки – заполняет перевозчик, а если данный пункт пустой, то правила должны быть взяты из специального ФЗ.
  • Данные о принятии заявки к исполнению – оформляется перевозчиком. Здесь прописывается информация о точном времени принятия заказа и о месте. Также ставится подпись перевозчика и его печать.
  • Перевозчик – заполняет перевозчик и прописывает важную информацию о себе и водителе, который будет выполнять транспортировку.
  • Транспортное средство – заполняет перевозчик и указывает вид транспортного средства, его марку, номер, вместимость и грузоподъемность.
  • Оговорки и замечания – заполняет перевозчик после погрузки груза.
  • Прочие условия – заполняет перевозчик, если транспортируются опасные грузы, тяжеловесные или же крупногабаритные.
  • Переадресовка – заполняет перевозчик, если во время перевозки произошла смена адреса, куда нужно доставить груз.
  • Порядок расчета и стоимость услуг транспортировки – заполняет перевозчик.
  • Дата составления договора и подписи всех сторон.
  • Отметки грузоотправителей,перевозчиков и грузополучателей. Данный пункт заполняется в том случае, если были нарушены какие-либо условия договора.

Заказчик перевозки – это не грузоотправитель и не грузополучатель.

В этой ситуации все соглашения и условия транспортировки, а также стоимость перевозки оговариваются с заказчиком, который не считается отправителем груза или его получателем. С 1 пункта по 7 в накладной заполняются либо заказчиком, либо перевозчиком, но не грузоотправителем.

Источник: https://gyroscooter-72.ru/otchetnost/ekspeditorskaya-raspiska-zamenyaet-ttn-ili-net.html

Экспедиторская расписка

Обязательна ли экспедиторская расписка?

Необходимость доставить к месту назначения товар или какие-либо материалы возникает у многих компаний. При этом далеко не каждая из них имеет свой транспорт. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлением заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей.

Однако начнем, как положено, с начала.

Согласно договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или же организовать выполнение указанных в этом контракте услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ). Экспедиторский контракт может быть как разовым, так и непрерывным, или «рамочным».

В последнем случае очень сложно определить заранее и предмет перевозки, и его получателя, характер упаковки, порядок определения веса груза, тарифы и сроки доставки и пр.

Для подобных случаев в «теле» договора всегда существуют отсылки к приложениям, которые составляются при каждой очередной перевозке, а также оговорка, что все приложения к договору являются его неотъемлемыми частями.

Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту). Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом.

Впрочем, иногда оговорка бывает не нужна. Дело в том, что неотъемлемость некоторых договорных приложений, например, зафиксирована сразу в законе.

Именно так обстоит дело с поручением экспедитору, в котором определяются условия и перечень оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг путем оформления складской расписки, которая свидетельствует о факте принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение, а также экспедиторской распиской (п.

5–7 постановления правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»). Обратите внимание – перечисленные документы являются обязательными и для фирм-экспедиторов, и для их клиентов (приказ Минтранса № 23 от 11 февраля 2008 г.

«Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов», далее – Приказ о порядке № 23).

Однако при отсутствии хотя бы одного из этих обязательных «экспедиторских» приложений (если, например, исполнитель не очень добросовестно выполнил свои договорные обязательства), даже несмотря на наличие в законодательстве некоторых «успокоительно-компенсационных» правил (таких, как, например, ст. 15, 393 и 801 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»), с восстановлением справедливости у отправителя могут возникнуть серьезные проблемы.

Обычные дела

Рассмотрим типичную ситуацию. Компания-получатель обратилась к фирме-исполнителю, чтобы последний от ее имени обеспечил автоперевозку и экспедирование груза.

Договоренность оформили контрактом транспортной экспедиции.

На основании этого договора были оформлены товарно-транспортная накладная, а также доверенность для предприятия-перевозчика, услугами которого исполнитель был вправе воспользоваться согласно условиям того же контракта.

Однако сделка пошла по другому сценарию, нежели изначально планировали компаньоны, – часть груза оказалась утерянной. После непродолжительной и безрезультатной претензионной переписки представитель фирмы-покупателя обратился в суд.

Компания-заказчик требовала взыскать с бывшего партнера стоимость утраченного товара. Развязка этой истории и печальна и поучительна: фирме-покупателю не удалось выиграть спор ни в одной инстанции.

Вердикт арбитров был везде одинаков: хотя спор возник из отношений, связанных с перевозкой и экспедированием товара, де-юре договорных обязательств между сторонами вообще не возникало, т. к.

представители компании-заявителя не смогли показать арбитрам экспедиторскую расписку (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2009 г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2010 г. по делу № А56-36614/2009).

Распишитесь…

Итак, в рассмотренном примере отсутствие выданной экспедитором клиенту (или указанному им грузоотправителю) экспедиторской расписки, которая согласно закону является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, исключает основания полагать возникновение между сторонами как обязательств по указанному договору, так и по возмещению стоимости утраченного груза.

Договоренность оформили контрактом транспортной экспедиции. На основании этого договора были оформлены товарно-транспортная накладная, а также доверенность для предприятия-перевозчика, услугами которого исполнитель был вправе воспользоваться согласно условиям того же контракта.

Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и подтверждает факт получения груза, а также дает экспедитору право владения грузом до момента его передачи клиенту (или грузополучателю – по окончании перевозки).

Выдачей этого документа экспедитор подтверждает, по крайней мере, четыре факта. Первый – что указанная там отправка состоялась и он несет ответственность за выполнение обязательств по доставке груза.

Следующим «пунктом» экспедитор свидетельствует, что тара и упаковка предъявленного к отправке груза находятся в надлежащем состоянии. Далее, выдача расписки «указывает», что ее содержание соответствует инструкциям, полученным экспедитором, без каких-либо разночтений.

И, наконец, оформленный транспортный документ означает, что условия перевозочных документов не противоречат обязательствам, взятым на себя экспедитором в соответствии с самой распиской.

Форма и содержание

Рассмотрим подробнее вопрос о форме экспедиторской расписки. Согласно правилам, ее бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту).

Обратите внимание – экспедиторская расписка не является оборотным документом (т. е. эта бумага не возвращается экспедитору после доставки груза получателю).

Если участникам перевозки потребуются ее дополнительные копии, то на бланках делается отметка «Копия необоротная».

Требования к бланку экспедиторской расписки изложены в Приказе о порядке № 23. Он должен быть напечатан на листах А4 шрифтом строго определенной величины, а заполнить расписку надо либо на компьютере, либо черной или синей шариковой ручкой, без ошибок и помарок (п. 21–24 Приказа о порядке № 23).

Почти все поля расписки предназначены для описания груза, и они идентичны тем, что содержатся в бланке другого транспортного документа – поручения экспедитору. Здесь указываются номер и дата составления документа, реквизиты отправителя, экспедитора и клиента (включая наименование, точный адрес и телефон).

Далее идут сведения о грузе: вписывается страна происхождения товара, его товарный код (или опознавательный номер груза) для таможенных, транспортных и статистических целей, информация о маркировке, упаковке и количестве занимаемых им мест. Далее прописывается вес груза с упаковкой и без нее (соответственно – брутто, нетто).

Затем указывается объем груза и его стоимость согласно платежным документам.

Есть только одно поле, которое отсутствует в поручении, – это пункт «Условия». В нем указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора.

Ниже (обратите внимание – по желанию партнеров) проставляются особые отметки – это может быть любая дополнительная информация о ценностях, об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза.

Расписку подписывает экспедитор или его уполномоченное лицо (с расшифровкой).

Экспедиторский контракт может быть как разовым, так и непрерывным, или «рамочным». В последнем случае очень сложно определить заранее и предмет перевозки, и его получателя, характер упаковки, порядок определения веса груза, тарифы и сроки доставки и пр.

Обратите внимание – несоблюдение установленной законом формы экспедиторской расписки равнозначно ее отсутствию (во всяком случае, для арбитражный судей), и «тянет» за собой уже рассмотренное выше решение об «отсутствии каких-либо договорных обязательств».

Например, если предприятие-клиент решит призвать к ответу нерадивого экспедитора и представит в суде заявку на перевозку груза, товарно-транспортную накладную, а также сдаточный список, заявив, что последний является экспедиторской распиской, то решения в свою пользу ему, скорее всего, не видать.

Арбитры сочтут, что экспедитор от фирмы-заказчика ничего не получал, т. к. факт получения груза не подтвержден, а сдаточный список не экспедиторская расписка, потому что форма последней четко установлена законом (решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 июня 2008 г.

по делу № А60-15704/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2008 г.; постановление ФАС Уральского округа от 2 июня 2008 г. № Ф09-3930/08-С5).

Вниманию бухгалтеров

Может сложиться впечатление, что правильно оформленная экспедиторская расписка нужна только клиенту. Однако в грамотно составленном документе заинтересован и экспедитор. Как неоднократно указывалось, расписка подтверждает факт приема груза экспедитором, а значит, и переход к нему права на владение грузом до момента его передачи грузополучателю.

Поэтому в бухгалтерском учете фирмы- экспедитора именно этот документ наряду с товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т является основанием для принятия груза на счете «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке, установленной договором транспортной экспедиции (постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78).

Обратите внимание – экспедиторская расписка не может подтвердить транспортные расходы компании-клиента (письмо УФНС РФ по г. Москве от 29 августа 2008 г. № 20-12/082058), поскольку этот документ не содержит информации о стоимости оказанных услуг, а отражает только цену самого груза.

(Для подтверждения же расходов на перевозку необходима товарно-транспортная накладная.

) Однако расписка входит в комплект документов, подтверждающих факт оказания услуг экспедитором (наряду с договором, ТТН, отчетом экспедитора – актом оказания услуг, перевозочными документами, например отрывными талонами путевых листов и пр.).

Источник: http://www.raschet.ru/articles/56/4110/

Экспедиторская расписка — особенности и правила оформления

Обязательна ли экспедиторская расписка?

Довольно часто встречаются случаи, когда какая-либо организация должна доставить груз или материалы до определённого пункта назначения, но собственного транспорта она не имеет. В таком случае прибегают к помощи экспедитора. Экспедиторские компании — это те компании, которые занимаются перевозкой  из одного места в другое.

При таком виде сотрудничества составляется пакет бумаг, который содержит все условия такой перевозки. Одним из основополагающих  документов, оформляемых при перевозке является экспедиторская расписка. К её оформлению и составлению нужно отнестись с особой внимательностью.

Особенности

Особенностью данной расписки является то, что она свидетельствует о временной передаче прав на объект перевозки экспедиционным компаниям.

Также в экспедиторской расписке не содержится информация о сумме или о других условиях перевозки.

В ней есть сведения об участниках данной транспортировки товара, а также все основные характеристики самого перевозимого товара, а именно: вес, габариты, упаковка, стоимость самого груза.

Ещё одной особенностью является то, что данный документ нужен всем трем сторонам такой сделки: грузоотправителю, грузополучателю и экспедитора.

Что это такое?

Экспедиторская расписка — это документ, который составляется при передаче груза  отправителем экспедитору. Данная бумага обязателен к оформлению, так как он является частью договора перевозки.  Заполняется экспедитором и является доказательством того, что экспедитор принял груз для дальнейшего его перемещения.

Она же является доказательством того, что экспедитор временно является владельцем перевозимого груза до его передачи указанному в расписке адресату-получателю.

Для чего нужна?

Необходимость в экспедиторской расписке есть у всех сторон данного вида сделки: как у получателя, так и у отправителя и у экспедитора.

Для отправителя данный документ является гарантом того, что компания, занимающаяся перевозкой, приняла от него груз для этой перевозки. И для самого экспедитора также важно это доказательство.

Поскольку во время перевозки может произойти все что угодно, то здесь содержатся основные сведения о перевозимом объекте.

Для получателя этот документ также важен для принятия груза на бухгалтерский учёт.

После того, как экспедитор получил товар на перевозку, и были оформлены все сопутствующие необходимые бумаги, он является ответственным лицом за эту отправку.

Важно знать, что экспедиторская расписка не включает в себя информацию об условиях перевозки. Для этого есть специальный документ, который составляется отправителем, и называется поручение экспедитору. Именно он определяет перечень и условия оказываемых услуг.

Кто оформляет и обязательно или нет?

Из названия экспедиторской расписки уже становится понятно, что её оформляет экспедитор. Оформлять он её должен в момент передачи ему груза. Клиент при этом должен оплатить счёт на перевозку. Так как она включает в себя сведения об объекте перевозки, то отправитель предоставляет их ответственному за транспортировку.

Для учёта расходов по налогу на прибыль нужен пакет бумаг по транспортировке, в их числе расписка, то есть, другими словами, документ подтверждающий, что ответственным за транспортировку был принят груз. Таким образом, расписка является обязательным документом для целей бухгалтерского и налогового учёта.

Заменяет ли транспортную накладную?

Для того, чтобы понять взаимозаменяемы ли такие документы, рассмотрим две ситуации.

Первая ситуация — если экспедитор подписывает договор с компанией, специализирующейся на транспортировке, то ему необходима накладная на товар. Но её составление не отменяет тот факт, что необходимо заполнить и расписку.

То есть складывается такая картина: отправитель передаёт груз экспедитору при этом составляется расписка, что груз получен экспедитором. Чисто теоретически в этот период времени и в период транспортировки груз принадлежит ему.

Далее отправление передаётся транспортной компании, а та, в свою очередь, заполняет транспортную накладную и отдаёт её экспедитору.

Вторая ситуация: если экспедитор отвозит груз сам. В такой ситуации транспортная накладная не требуется.

Но в любом случае, расписка не заменяет накладную, это два разных документа и оформляются они по-разному, и предназначены для разных целей и учитываются в бухгалтерском учёте по-разному.

Помимо этого, фирмы, оказывающие услуги по транспортировки грузов, обязаны заполнять бланки путевых листов.

Правила составления

Форма  не утверждена законодательством, поэтому может заполняться произвольно в соответствии с правилами делопроизводства организации. Многие компании пользуются старым бланком, поскольку в нем содержится вся необходимая для  заполнения информация.

 Документ должен содержать следующие данные:

  • о клиенте-грузоотправителе;
  •  о клиенте-грузополучателе;
  •  экспедиторе;
  • дату и порядковый номер экспедиторской расписки;
  • информацию о самом грузе;
  • указывается количество грузовых мест.

Допускать помарок, ошибок нельзя. Тем более категорически запрещено указывать ложную информацию, так как в некоторых ситуациях этот документ может иметь юридическую значимость.

Если вдруг где — то допущена ошибка не следует её исправлять, а надо заполнить заново.
Расписку можно написать как от руки, так и напечатать. Это можно сделать на бланке организации либо на простом чистом листе бумаги.

При этом она обязательно должна содержать подпись экспедитора. Как правило, составляется она в двух экземплярах (один для экспедитора, второй для отправителя). Но бывают случаи, когда необходимо большее количество копий. При этом каждая должна содержать подпись составителя.

Бланк-форма экспедиторской расписки

Как написать экспедиторскую расписку — подробная инструкция

  1. Обязательно нужно поставить текущую дату написания расписки, соответствующую дате приёма груза. Далее ставится номер этого документа в соответствии с нумерацией документооборота фирмы.
  2. После пишутся сведения об отправителе, которые включают в себя наименование, адрес и телефон.
  3. Затем такие же данные пишутся о получателе.
  4. И указывается информация об экспедиторе. Это может быть просто его фамилия, имя, отчество либо дополнительно можно указать данные паспорта.
  5. Основной блок содержит сведения о самом грузе: страна происхождения, его индивидуальный номер или штрих-код, правила и условия перевозки товара, или так называемая маркировка. Она представлена символами, значка и специальными обозначениями.
  6. Затем необходимо отметить категорию тары.

    Это могут быть банки, пакеты, мешки, коробки пластмассовые либо из картона, и количество мест, занимаемых ими. Также обязательно указать вес товара с коробкой и без, размер всех основных параметров и стоимость по чекам.

  7. Затем указываются условия приёма и условия услуг между клиентом и экспедитором, а именно обязательства экспедитора по приему — передаче, обеспечивающего сохранность груза в период перевозки.
  8. В конце и бумага подписывается экспедитором с расшифровкой подписи. Печать ставится по желанию и возможностям.

Образец экспедиторской расписки

Советы юристов

Как уже был до выше написано, расписка очень важна не только для клиента, но и для самого экспедитора. Её значимость для него определяется тем, что этот документ необходим для принятия в бухгалтерском учёте расходов по договору на счёте товарно-материальных ценностей. Именно поэтому нужно правильно, без помарок и ошибок, а тем более неточностей, заполнить бланк.

Но при этом, важно знать, что расписка не подтверждает расходов на перевозку, так как не содержит информации за период перевозки. В ней есть данные только о грузе, получателе и отправителе. Счёт на оплату выставляется и оплачивается отдельно. Поэтому для подтверждения именно расходов на перевозку нужна транспортная накладная.

Также как и экспедитору, отправителю и получателю тоже важен весь пакет бумаг на перевозку для воды бухгалтерского учёта и налогообложения.

Компаниям по транспортировке документы нужны для подтверждения право использования нулевой ставки налога на добавленную стоимость.

Отправителю и получателю для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость в части расходов на перевозку товара по договорам.

Таким образом, данная расписка очень важный документ для всех участников транспортировки груза. Он нужен для целей бухгалтерского и налогового учёта, а также для ответственности экспедитора перед клиентами.

Поэтому заполнению и оформлению эту расписки нужно уделить особое внимание и точность.

Чтобы потом в случае каких — либо неприятных ситуаций, была бумага, подтверждающая именно сам приём груза транспортирующей компанией.

Источник: https://oraspiske.ru/vidi/ekspeditorskaya-raspiska

Большой налог
Добавить комментарий