Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Замечание 1

Развитие малого предпринимательства в России предопределяет уровень демократии и открытости экономики государства.

Посредством поддержки этого сегмента предпринимательства правительство имеет возможность решать проблемы повышения благосостояния населения и увеличения процента граждан со средним уровнем доходов.

Развитие малого бизнеса в РФ способствует пополнению бюджета за счет поступлений налоговых платежей.

На сегодняшний день рыночные отношения находятся в стадии развития и требуют своевременных управленческих решений. Для этого нужна достоверная и полная информация, получаемая за счет отлаженного бухгалтерского учета.

Для успешного функционирования малых предприятий важно сформировать эффективную систему учета.

Ограниченность в финансовых и трудовых ресурсах определяет методику построения и работы бухгалтерской службы малых компаний, а также форму ведения учета, зависящей от применяемой системы налогообложения.

Субъекты малого предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, имеющие:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • суммарную долю участия субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных компаний и иностранных граждан, общественных объединений, религиозных организаций, благотворительных фондов, предприятий, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале до 49%
  • среднюю численность сотрудников за предыдущий год до 100 человек;
  • выручку от реализации без учета НДС за предшествующий год до 800 млн. рублей.

Федеральный закон № 209ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, соответственно, чтобы им являться необходимо соблюдение законодательно определенных критериев. Соответствие данным критериям будет проверяться каждый раз, когда организация или предприниматель обратится за поддержкой государства в данном качестве.

Льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства – приоритетное направление государственной поддержки. Специальные налоговые режимы позволяют снизить налоговую нагрузку на компании.

В законодательстве Российской Федерации определено два основных вида режимов налогообложения:

К специальным режимам относятся:

  • ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог;
  • УСН – упрощенная система;
  • Патент;
  • ЕНВД – единый налог на вмененный доход.

Классификация всех субъектов по режимам налогообложения позволяет определить состав отчетности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Малые предприятия для постановки бухгалтерского учета обязаны самостоятельно создавать учетную политику, основываясь на своей структуре, отраслевой принадлежности и иных особенностей деятельности. Специфика деятельности малых организаций требуют особого подхода к формированию учетной политики.

Индивидуальные предприниматели на ОСНО платят все установленные налоги со своих доходов, а также налог с выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, выполняющих работу на основании договоров ГПХ, взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование, государственные таможенные пошлины, лицензионные, регистрационные сборы и другие требуемые налоги, сборы, платежи.

Патентная система налогообложения для малого бизнеса является наиболее привлекательной. Стоимость патента рассчитывается по ставке 6 % от предполагаемого годового дохода. Владельцы патента не уплачивают НДС, за исключением определенных законом случаев.

Сохраняется уплата НДС: при ввозе товаров из-за границы, при осуществлении деятельности по договорам простого, инвестиционного товариществ, по договорам доверительного управления. Порядок уплаты стоимости патента отличается от схемы налогообложения субъектов малого предпринимательства на иных режимах.

Если патент приобретается на срок менее шести месяцев, то полную стоимость необходимо перечислить не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента.

Если патент получен на срок от шести месяцев до одного календарного года, то треть суммы уплачивается не позднее двадцати пяти календарных дней после момента начала действия патента, а две трети, соответственно, не позднее тридцати календарных дней до момента окончания действия патента.

Замечание 2

Следует отметить, что все 100 % оплаты патентов направляются в бюджет муниципальных образований.

Система налогообложения

Система налогообложения в виде ЕНВД для определенных видов деятельности предполагает определение размера базовой доходности для тех видов хозяйственной деятельности, в которых затруднен контроль. Применение ЕНВД не является обязательным. Плательщики ЕНВД освобождаются от следующих налогов:

  • налог на прибыль организации или налог на доходы физических лиц;
  • НДС, за исключением НДС при ввозе товаров;
  • налог на имущество организации или физических лиц.

Отмена перечисленных налогов распространяется только на операции, прибыль, имущество, которые связаны с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД.

При применении упрощенной системы налогообложения предприятия малого бизнеса ограничиваются уплатой единого налога по УСН. Для предпринимателей данный налог заменяет уплату НДС, НДФЛ, налога на имущество физических лиц, используемого в предпринимательской деятельности.

Предприниматели, применяющие УСН, продолжают уплачивать: страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и другое страхование, а также иные федеральные, региональные и местные налоги.

Налогоплательщики УСН должны обеспечивать полноту, непрерывность, достоверность учета данных хозяйственной деятельности, необходимых для определения налоговой базы и суммы самого единого налога.

Для этого они обязаны вести Книгу учёта доходов и расходов, где в хронологическом порядке на основе первичных документов отражают все хозяйственные операции отчетного периода.

Для перехода на УСН необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года. Вновь зарегистрированные компании могут применять УСН с даты государственной регистрации, при условии подачи соответствующего заявления в установленный срок. Если уведомление не будет представлено в обозначенные сроки, то налогоплательщик лишается права применения УСН.

Выбор системы налогообложения не всегда зависит от желаний налогоплательщика и в первую очередь определяется законодательством.

Грамотный подход к выбору системы налогообложения является залогом успешного развития компании и оптимизации налогообложения.

Соответственно предприятие впоследствии сможет сократить размер отчислений в бюджет, сохранить средства и направить их на развитие предприятия.

Законодательством РФ предусмотрено, что бухгалтерская отчетность малыми предприятиями представляется в утвержденном порядке, предусматривающем упрощение форм и процедуры отчетности. Для организации учета в упрощенной форме малым компаниям рекомендуется основываться на типовом плане счетов.

«Упрощенцами» по большей части являются представители малых, а также микропредприятий и именно для них предусмотрено послабление в виде, того, что бухгалтерский учет они имеют право вести в более упрощенном режиме.

Под упрощенной системой бухучета субъектов малого предпринимательства понимается информационное единство систем финансового, налогового учета, основанных на упрощении содержания составляющих элементов в зависимости от вида малого предприятия.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии в упрощенной форме обязательно следует закрепить в учетной политике организации. Необходимо также отразить особые правила, отличающие упрощенный бухгалтерский учёт от стандартного.

Рабочий план счетов можно упростить за счет объединения некоторых счетов. Доходы и расходы допускается признавать кассовым методом, т.е. по мере поступления и расходования денежных средств.

В налоговом учете организации, применяющие УСН, также признают доходы и расходы кассовым методом, что помогает приблизить налоговый учет к бухгалтерскому учету.

Замечание 3

Допускается применение упрощенной системы регистров учета для компаний, не занимающихся производством. При количестве операций до 30 в месяц возможно ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В учетной политике следует отразить, используемые формы бухгалтерской отчетности.

Приказом Минфина РФ утверждены упрощенные формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса. В них отражаются показатели только по группам статей без детализации. Данные не могут отсутствовать в отчетности, просто они включаются в соответствующую группу активов или пассивов.

При переходе на сокращенный план счетов малым компаниям следует внести изменения в общепринятый алгоритм учета производственных затрат и финансовых результатов.

Правильный подход к организации бухучета на предприятиях, являющихся субъектами малого предпринимательства, обеспечивает снижение трудоемкости процесса учета, повышение точности, оперативности обработки информации и, как следствие, повышение качества управленческих решений.

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/finansovyy_uchet/osobennosti_vedeniya_buhgalterskogo_ucheta_na_malyh_predpriyatiyah/

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях связаны с возможностью применения данными субъектами упрощенных алгоритмов учета и отчетности. Что это за упрощения и кто вправе ими воспользоваться, расскажем в статье.

Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет

Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина

Итоги

Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?

О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:

  • ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
  • упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).

Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.

Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.

ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте здесь.

Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.

Согласно этой статье к СМП относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребкооперативы;
  • КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
  • ИП.

При этом вышеуказанные субъекты:

  • должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
  • соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

  • должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
  • должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
  • коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
  • субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
  • в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

  • для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
  • для малых компаний Чср до 100 чел.;
  • для микрофирм Чср до 15 чел.

Не ошибиться в подсчете Чср поможет материал «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/osobennosti_buhgalterskogo_ucheta_na_malyh_predpriyatiyah/

Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)

Специальность – 38.03.01 Экономика

Специализация (профиль) – Финансы и кредит

***

Курсовая работа

по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ»

по теме: «Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях»

Преподаватель                                               Галимова Эльмира Ильясовна

Уфа 2017

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА В СУБЪЕКТАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  • 1.1. Понятие субъектов малого предпринимательства и нормативное регулирование их деятельности
  • 1.2. Особенности учета на предприятиях малого бизнеса
  • 1.3. Особенности бухгалтерской отчетности малых предприятий
  • 2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ООО «АВТОСТАНДАРТ»
  • 2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «АвтоСтандарт»
  • 2.2. Организация бухгалтерского учета в ООО «АвтоСтандарт»
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В ООО «АВТОСТАНДАРТ»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

ВВЕДЕНИЕ

Процесс управления базируется на неотъемлемой его части – системе бухгалтерского учета, которая имеет многовековую историю своего образования и эволюции. Бухгалтерский учет появился практически одновременно с письменностью и занял ведущее место в управлении хозяйствованием, имея огромное влияние на результативность деятельности.

На современном этапе развития рыночной системы для предприятий любой организационно-правовой формы и вида деятельности крайне важно получать объективную, достоверную и оперативную информацию о финансово-экономическом состоянии предприятия. Информация о результатах деятельности хозяйствующих субъектов реализуется в системе бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обязательность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации закреплена законодательно.

Отметим, что бухгалтерскую отчетность не следует понимать как меру принуждения со стороны государственных органов. Бухгалтерская отчетность – это не только, и даже не столько отчетность, сколько информационный комплекс, наглядно показывающий результаты финансово-хозяйственной деятельности за какой-либо период и экономическое состояние предприятия на определенную дату.

Бухгалтерский учет обязаны вести все официально зарегистрированные экономические субъекты Российской Федерации. В их числе особое место занимают предприятия малого бизнеса.

Актуальность темы работы обусловлена наличием большого числа компаний малого бизнеса в России, имеющих законодательно обусловленные особенности ведения бухгалтерского учета.

Объектом исследования выступает система бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса.

Предметом исследования выступает компания ООО «АвтоСтандарт».

Целью работы является изучение порядка ведения бухгалтерского учета в ООО «АвтоСтандарт» с последующей разработкой  рекомендаций по совершенствованию учета.

Задачами исследования являются:

– охарактеризовать теоретические основы организации субъектов малого предпринимательства;

– систематизировать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность малых предприятий и ведение ими бухгалтерского учета в Российской Федерации;

– исследовать особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса;

– изучить деятельность и организацию бухгалтерского учета ООО «АвтоСтандарт»;

– разработать мероприятия по совершенствованию учета в ООО «АвтоСтандарт».

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей учета доходов, расходов и финансовых результатов предприятий малого бизнеса, позволяющих выявлять направления дальнейшего развития существующих теоретических основ и практических разработок в области формирования достоверной бухгалтерской отчетности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что применение предложений приведет к повышению эффективности  работы бухгалтерского аппарата и улучшению качества бухгалтерской информации.

1.1. Понятие субъектов малого предпринимательства и нормативное регулирование их деятельности

Основным документом, устанавливающим критерии отнесения экономических субъектов к малым предприятиям, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2].

К субъектам малого предпринимательства, малым предприятиям относятся организации, имеющие:

– суммарную долю участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышающую 49 %;

–  среднюю численность работников за предшествующий календарный год не превышающую 100 человек (микропредприятие — 15 человек);

– выручку от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышающую 800 млн. руб. (микропредприятия – 120 млн. руб.).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.

В случае если предприятие превысило обозначенные критерии по объемам продаж в течение двух календарных лет, то данное предприятие теряет статус субъекта малого предпринимательства.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”.

При этом законодательно введены исключения и из этого правила. В частности, запрещается вести учет по упрощенной форме:

– организациям, подлежащим обязательному аудиту;

– жилищным кооперативам;

– кредитным потребительским кооперативам;

– предприятиям государственного сектора;

– микрофинансовым предприятия;

– политическим патриям;

– адвокатским бюро и коллегиям;

– фирмам, оказывающим юридические услуги и консультации.

Таким образом, экономические субъекты малого предпринимательства выделяются в отдельную категорию хозяйствующих субъектов. Это обусловлено особенностями деятельности данной категории предприятий, невысокими объемами продаж, низкой численной сотрудников.

1.2. Особенности учета  на предприятиях малого бизнеса

Законодательное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации регламентируется рядом нормативно-правовых актов.

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 [1] – устанавливает единые требования в ведению бухгалтерского учета как единой систематизированной информационной системы об объектах учета.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все официально зарегистрированные предприятия РФ, это значит, что экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет.

Ст.5 402-ФЗ предусмотрено освобождение от ведения бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей, а также находящихся на территории РФ представительств или филиалов иностранных государств.

Ст.6 402-ФЗ обуславливает возможность ведения упрощенных форм учета для субъектов малого предпринимательства.

В целом положения рассматриваемого Федерального закона в полной мере распространяются и на субъекты малого предпринимательства, за исключением упрощенных способов учета. На субъекты малого предпринимательства распространяются следующие требования 402-ФЗ:

– порядок организации бухгалтерского учета (ст.7);

– обязанность составления учетной политики и следования ее положениям (ст.8);

– правила оформления первичных учетных документов и учетных регистров  (ст.9, 10);

– обязанность проведения инвентаризации (ст.11);

– денежное измерение объектов учета (ст. 12);

– общие правила составления бухгалтерской отчетности (ст.13-18);

– обязанность формирование системы внутреннего контроля (ст.19).

Таким образом, 402-ФЗ является основополагающим нормативным актом в области регулирования учета.

2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [5]. Данное положение разработано на основе Федерального закона 402-ФЗ и детализирует его требования.

Положение не имеет особых указаний по ведению учета в малых  предприятиях, но детализирует информацию по методам оценки статей бухгалтерского баланса.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=100860

Большой налог
Добавить комментарий