Резерв по сомнительным долгам – бухгалтерские проводки

Содержание
  1. Резерв по сомнительным долгам проводки в бухгалтерском и налоговом учете
  2. Резервы в БУ
  3. Подтверждение выбора
  4. Пример формирования резерва в БУ
  5. Создание резерва по сомнительным долгам в НУ
  6. Пример расчета
  7. Перенос долга
  8. Разница между НУ и БУ
  9. Проводки по созданию резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
  10. Создание резерва по сомнительным долгам
  11. Резерв по сомнительным долгам — проводки
  12. Списание резерва
  13. Отражение резерва в годовой отчетности
  14. Резерв по сомнительным долгам – проводки, создание и их учет
  15. Отличия бухгалтерского РПСД от налогового
  16. Создание РПСД
  17. Сроки создания РСД
  18. Проводки для БУ
  19. Налоговые проводки
  20. Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете
  21. Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: особенности и отличия
  22. Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
  23. Резерв по сомнительным долгам – бухгалтерские проводки
  24. Резерв по сомнительным долгам — что это?
  25. Когда и кем должен быть создан резерв
  26. Начисление суммы резерва
  27. Основные правила бухучета резерва
  28. Резервы по сомнительным долгам: учет, проводки
  29. Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерии
  30. Обзор законодательства
  31. Бухгалтерский и налоговый учет резервов
  32. Условия формирования
  33. Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
  34. Основные проводки с примерами
  35. Заключение

Резерв по сомнительным долгам проводки в бухгалтерском и налоговом учете

Резерв по сомнительным долгам - бухгалтерские проводки

Чем только не соблазняют финансисты различных масштабов нашего рядового гражданина. Жить в долг стало не только признаком наших дней, но и хорошим тоном цивилизованного стиля жизни:

  1. Материальные ценности требуются всем и люди просто не задумываясь, влезают в долги. Основная концепция состоит в том, что тратить заемные средства просто и легко, а отдавать свои далеко не всегда есть желание. В этом банальная психология каждого дня.
  2. Фирмы и предприятия, соблазнившись простотой получения кредитов, открытия кредитных линий и заключения договоров лизинга, имеют по несколько незакрытых договоров, а то вообще заявляют о банкротстве, чтобы избежать оплаты по долгам.

Таким образом, происходит образование задолженности, которая с каждым днем растет, и график тенденции только стремится вверх, не предоставляя шансов выйти из проблемы. Просто, легко и практически незаметно долг переходит в разряд сомнительных, а недобросовестный плательщик значительно теряет свой рейтинг среди деловых партнеров, близких, друзей и коллег.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Резервы в БУ

Прежде, чем рассматривать особенности резервов теоретического и практического бухгалтерского учета, который отражает все операции методом двойных записей, следует определиться с тем, что такое сомнительная задолженность.

Как в теории, так и на практике это любой долг в отношении налогоплательщика, имеющий характерные признаки:

  • Возникает как следствие затруднений в области реализации товаров и других материальных ценностей.
  • Отсутствие расчета за выполнение работ, оказание услуг.
  • Непогашенные обязательства перед финансовыми учреждениями и организациями, зафиксированные договорными условиями.
  • Отсутствие выплат по обязательствам, не обеспеченным залоговым имуществом, не имеющим поручительства или банковской гарантии.

Достаточно большой, но далеко не исчерпывающий перечень особенностей сомнительной задолженности, который обязательно отражается в бухгалтерском учете и управленческом анализе. Предусмотренные резервы являются основой нового системного подхода к бухгалтерскому учету.

Предыдущая концепция практически не рассматривала создание особых фондов для резервирования средств на подобные нужды. Новая система основана на следующих принципах. Это ликвидность его активов и повышение их реальной стоимости. Формирование фондов является обязательным для каждого юридического лица в соответствии с п. 70 Плана бухучета РФ № 34н.

Подтверждение выбора

Несмотря на то, что формирование фондов подобного рода является законодательно обусловленной процедурой, она должна быть отражена приказом об учетной политике фирмы:

  1. Выбранная руководством методика основана на экспертной оценке и это должно быть прописано в виде критериев, по которым будет долг отнесен в резервные фонды.
  2. Если предпочтение будет в отношении пропорционального метода, следует устанавливать и четко фиксировать значения в процентах.
  3. Основой выбора одной из методик является задача, которая будет решена путем создания фонда.

Характерно, что увеличение сумм, отнесенных на счет резервного фонда, значительно увеличивает показатели чистых активов. Теория бухгалтерского учета рассматривает создание резерва на счете № 63, а его отчисления относят на прочие затраты, то есть счет № 91/2.

Несмотря на то, что это стандартная бухгалтерская операция, она обязательно должна быть прописана в Приказе № 1, который является отражением генеральной политической линии компании на следующий календарный и финансовый год.

С этим Приказом должны быть ознакомлены под роспись все штатные сотрудники, которые упомянуты как лица, на которых возложены полномочия по исполнению Приказа в целом и его отдельных пунктов, в том числе и создания резервов для погашения сомнительных и иных долгов.

Пример формирования резерва в БУ

Резервные отчисления рассматриваются в современном бухгалтерском учете достаточно просто. Примеров в ежедневной работе каждого главного бухгалтера достаточно и каждый из них отличается исключительной индивидуальностью.

Однако хрестоматийное решение задачи по формированию резервного фонда можно рассматривать следующим образом:

  • 01 августа 2012 года ООО «А» отгрузило на склады ОАО «Б» промышленную продукцию на сумму 120 000 рублей, в том числе НДС 18 240 рублей.
  • В дальнейшем оговоренные сроки декадных отсрочек были нарушены.
  • Приказ № 1 по ООО «А» рассматривает отнесение сумм задолженности в полной сумме как безнадежной.
  • Руководитель принял решение включать 100 % данной задолженности в резервный фонд сомнительных долгов. Дт сч. 91-2 Кт сч.63 = 120 000, 00
  • Оплата покупателем части долга. Дт сч. 63 Кт сч.91-1 = 50 000, 00
  • С-до сч. 63 = 70 000,00
  • Через полгода ОАО «Б» ликвидировали, списание задолженности Дт сч.63 Кт сч. 62 = 70 000,00.

На основании Плана БУ за №34, такая операция включается в финансовые результаты текущего календарного периода. В случае, если сальдо не списывается до конца текущего года, то оно относится на счет 91 как прочие траты. Одновременно на конец года создаются резервы сомнительных долгов. Система проводок аналогична рассмотренной ранее.

Очень удобна корректировка суммы на отчетные периоды в большую или меньшую сторону. Особое внимание в данном вопросе следует уделять временным периодам, так как исчисление просрочки и работа с ней требует точности буквально до одного дня.

Создание резерва по сомнительным долгам в НУ

Налоговая система отличается некоторыми особенностями учета, формирования базы налогообложения и учетных ставок, которые можно отнести к той или иной системам начисления.

Законодательство нашей страны предусматривает проведение расчетных операций по созданию резервов сомнительных долгов с различных позиций, но самым четким есть регламент этих процедур в Налоговом Кодексе России, в частности – ст. № 266.

Ее содержание вкратце следующее:

  1. Она гласит, что у налогоплательщика есть право и возможности создать и провести отчисление в фонд по любым задолженностям.
  2. Исключением являются суммы процентных начислений по ссудам и кредитам.
  3. Создание резервов сомнительных долгов допустимо по окончанию инвентаризационных мероприятий и анализа Дебиторской задолженности на конец отчетных периодов. Ее цель – определить сроки просрочек по уплаты в счет долгов.
  4. Учетной политикой отражается совершение вышеуказанных процедур в Приказе на начало календарного года.
  5. Определение суммы просрочек платежей. Отнесение либо к сомнительным, либо к безнадежным долгам. При этом ее можно включить в созданный резервный фонд или списать за счет него.
  6. Отчисления относят на внереализационные расходы. Тем самым уменьшается база налога на прибыль. Суммы определяют по долгам в индивидуальном порядке. Более 90 дней = 100%; от 45 до 90 = 50%; менее 45 = 0%.

Пример расчета

Расчет следующий:

  • Инвентаризация резервного фонда сомнительных долгов.
  • Четыре контрагента имеют просроченную дебиторскую задолженность.
  • Резерв рассчитывают в среднем как 1/10 от общей выручки компании.
  • В предшествующем периоде осталась некая сумма на счете резерва, к которой прибавляется начисленная в текущем квартале. Это налоговая категория затрат внереализационного характера.

Перенос долга

Процедура регламентируется статьей № 266 Налогового Кодекса. Если суммы не списаны, то они переносятся на следующие далее. Новые резервные остатки скорректированы в большую или меньшую стороны.

При этом может быть два пути решения переноса долгов:

  1. В будущем году будет осуществлен процесс формирования резерв и суммы переносятся.
  2. В противном случае остатки включаются в объем внереализационных доходов.

Разница между НУ и БУ

Формирование резервного фонда в налоговом и бухгалтерском учете существенно различаются. Почему это происходит:

  • Резерва в БУ включает сумму неуплат по реализованной готовой продукции.
  • Размеры и сумма сомнительных долгов в бухгалтерии отображены согласно с решением руководителя. Налоговая система учитывает просрочку на 91й день полностью.
  • Разница в отношении к неиспользованным остаткам. Бухгалтерия относит его на финансовые результаты деятельности фирмы, а налоговой учет требует перенесения на следующие отчетные периоды.

Для того чтобы правильно отражать все нюансы и особенности формирования фондов для погашения сомнительных долгов, необходимо тщательно изучить теоретические вопросы и только после этого переходить к практической деятельности.

Источник: https://corphero.ru/biz/rezerv-po-dolgam-provodki.html

Проводки по созданию резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Резерв по сомнительным долгам - бухгалтерские проводки

В кризисных условиях любое предприятие может столкнуться с тем, что покупатели (дебиторы) не могут оплатить свои долги. В таком случае на балансе предприятия формируется сомнительная задолженность и создается резерв. Как отразить в бухгалтерском учете создание и списание резерва по сомнительным долгам, какие при этом формируются проводки — рассмотрим далее.

Создание резерва по сомнительным долгам

Сомнительным долгом в бухгалтерском учете называют задолженность, не погашенную в соответствующие договору сроки и не обеспеченную гарантиями, вроде залога, поручительства и др. Резервы по этим долгам учитываются на пассивном счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

В бух.учете не существует точных правил для определения суммы резерва по сомнительной «дебиторке». Основанием для создания резерва может послужить инвентаризация дебиторской задолженности на отчетную дату. Резервы создаются в разрезе контрагентов-должников с учетом суммы их долга.

Организация может не создавать резервы только тогда, когда есть уверенность, что контрагент погасит свою задолженность. Резервы являются оценочным значением и отражаются в доходах или расходах организации.

В бухгалтерском учете создание резервов возможно только для долгов по счетам 62 и 76 в части расчетов по товарам и услугам. На задолженность по авансам выданным резервы не начисляются.

Порядок создания резерва каждая организация разрабатывает сама и закрепляет в своей учетной политике. В бухгалтерской практике существуют 3 способа вычисления суммы резерва:

  • Статистический;
  • Интервальный;
  • Экспертный.

В статистическом способе берутся показатели безнадежных долгов предприятия за несколько лет и вычисляется их доля в общей сумме «дебиторки». Формула вычисления резерва:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

При использовании интервального способа начисления по резерву производятся ежемесячно или ежеквартально в процентном отношении к сумме долга.

При экспертном способе определения суммы резерва в учетной политике компании закрепляются точные критерии определения финансового состояния должника и его кредитоспособности.

За основу для вычисления суммы резерва можно взять методику, используемую в налоговом учете:

  • Если сомнительная задолженность возникла более 3 месяцев назад, то в начисление резерва ее сумма включается полностью.
  • При задолженности сроком от 45 до 90 дней (календарных) — в размере 50 процентов долга.
  • Наконец, если сомнительный долг имеет давность менее 45 дней, резерв на него не создается.

Для определения этих сроков необходимо провести инвентаризацию дебиторской задолженности на дату создания резерва.

Если у одного и того же контрагента имеется как дебиторская, так и кредиторская задолженность, организация может начислить резерв на сумму превышения «дебиторки» над «кредиторкой», если это превышение есть.

Резерв по сомнительным долгам — проводки

ООО «Сигма» получило сведения о том, что дебиторская задолженность ООО «Чайка» сроком свыше 90 дней не будет погашена, так как предприятие в процессе ликвидации. Общая величина «дебиторки» «Чайки» составила 215 300 руб.

Бухгалтер «Сигмы» учитывает создание резерва по сомнительным долгам проводкой:

Дт Кт Описание операции Сумма, руб Документ
91.2 63 Отражение начисления резерва 215 300 Бухгалтерская справка

Списание резерва

При погашении задолженности контрагента бухгалтер делает проводки:

Дт Кт Описание операции Сумма, руб. Документ
51 62(76) Отражение оплаты задолженности 215 300 Платежное поручение
63 91.1 Отражено списание резерва 215 300 Бухгалтерская справка

Если контрагент не смог оплатить задолженность, резерв тоже списывается:

Дт Кт Описание операции Сумма, руб. Документ
63 91.1 Отражено списание резерва 215 300 Бухгалтерская справка

Отражение резерва в годовой отчетности

Нередко бывает, что резерв не израсходован до конца года. В этом случае суммы резерва приплюсовываются к финансовым результатам года.

Остаток по счету 63 в Форме 1 не отражается. Его сумма вычитается из суммы дебиторской задолженности.

Организация имеет право не создавать резерв в налоговом учете. В этом случае в бух.учете возникает постоянная налогооблагаемая разница на сумму созданного резерва. Тогда отражается постоянное налоговое обязательство:

Дт Кт Описание операции Сумма, руб. Документ
99 68 Отражение ПНО (215 300 *20 %) 43 060 Бухгалтерская справка

Источник: https://BuhSpravka46.ru/buhgalterskie-provodki/provodki-po-sozdaniyu-rezerva-po-somnitelnyim-dolgam-v-buhgalterskom-uchete.html

Резерв по сомнительным долгам – проводки, создание и их учет

Резерв по сомнительным долгам - бухгалтерские проводки

Резервный запас по просроченным выплатам позволяет уменьшить сумму налога на не полученную прибыль. Ведь непогашенный долг образуется в результате того, что партнер не оплатил отгруженный товар или оказанные услуги в договорные сроки, и это сумма, ничем не обеспечена: залогом, банковской гарантией или поручительством.

Не оплачивать лишние расходы по налогообложению неполученной прибыли дает возможность только созданный резервный запас по просроченным выплатам.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Сумма прибыли, в которой отсутствуют образовавшиеся неоплаченные доходы на дату бухгалтерского отчета, является полученным реальным доходом предприятия. С него и нужно рассчитать размер, и уплачивать налог.

Отличия бухгалтерского РПСД от налогового

Особенно хочется акцентировать внимание на том, что создание РПСД – это обязанность предприятия согласно п. 70 ПБУ в РФ №34н. НК РФ, в отличие от ПБУ РФ, не обязывает, а дает право предпринимателю на создание такого запасного счета. Жизненный опыт показывает, что предпринимателю лучше организовать такой РПСД, чтобы не возникало проблем с законным налогообложением дохода организации.

Многие предприятия и сами создают такой РПСД, учитывая, что он может быть включен в налоговые расходы. Ниже более подробно описано, как создать и использовать резервный запас по просроченным выплатам в БУ и НУ производителей.

Создание РПСД

Условия создания резервного запаса по просроченным выплатам необходимо учитывать согласно правилам, описанных в ст. 266 и 313 НК РФ.

Создавать РСД имеют право только те налогоплательщики, кто методом начисления учитывают доходы и расходы для расчета налога. Если организация использует кассовую методику расчета прибыли, РСД не создают.

В резервный запас могут входить только неоплаченные задолженности дебиторов. Это отсутствие полученных денег за товары, выполненные работы, оказанные услуги, которые в течение неопределенного времени могут быть возвращены или за них будут получены деньги.

При создании РПСД не берется во внимание подтверждение существования такой задолженности от контрагента. Отсутствие акта сверки не является нарушением создания резервного запаса по просроченным выплатам. Можно создавать его, даже имея взаимозависимые долги с контрагентом.

Для налогообложения не являются сомнительными долгами следующие платежные обстоятельства:

  • если оплачена предоплата, но товар не получен;
  • неоплаченный штраф за нарушение договорных обязательств;
  • долг по договору коммерческого кредитования;
  • долг по договору займа и уступки права требования;

Что касается невыполненных платежных обязательств по лизинговым и арендным соглашениям, то резервный запас по просроченным выплатам можно создать только при условии, что основной уставной вид оказываемых услуг заключается в предоставлении аренды имущества предприятия и оказывается регулярно.

Сроки создания РСД

Налоговый кодекс не указывает в какой именно отчетный период предприятие может создать РСД без указания об его учете.

Поэтому, все, что касается сроков, когда можно создавать РСД мнение чиновников и судей вызывает разногласие. По мнению судебных инстанций, резервный запас по просроченным выплатам можно создавать в любое время, в конце отчетного периода, даже в четвертом квартале на день составления бухгалтерского отчета.

При этом не играет роли ранее он не был утвержден в проведении бухгалтерского учета предприятия.

Поэтому судами признается создание РПСД в любое время и его использование без утверждения в политике БУ своего предприятия.

Чиновники отстаивают свое утверждение, что РПСД обязательно включают в учетную политику налогообложения. Только внесение изменения в учетную политику даст возможность сформировать его с нового отчетного года.

Для внесения изменений с целью основания РПСД руководителю необходимо утвердить соответствующий приказ.

Проводки для БУ

Зарезервированные запасы по таким долговым обязательствам контрагентов в БУ и НУ необходимо вести по разным критериям. Для этого они формируются по разным методам расчета затрат по просроченным долговым обязательствам контрагентов.

Бухгалтерский учет предполагает самостоятельное установление порядка расчета резервного запаса по просроченным выплатам.

В Правилах бухгалтерского учета говориться, что его сумма по неоплаченным деньгам формируется одним из способов:

  • долг контрагентов определяет сумму денежных затрат, которая не будет оплачена подлежит включению в запас задерживаемых долгов на основе расчета прошлых периодов;
  • определяется удельный вес непогашенной суммы долга за просроченные прошедшие года;
  • каждая сумма рассчитывается пропорционально просроченному времени;

В приказе об учетной политике указывается вид расчета, выбранный для учета РПСД.

При выборе использования экспертной оценки указывают четко, по каким критериям вносить зависшие суммы в резерв. В двух последних способах определения неоплаченных сумм нужно обязательно установить процентные значения согласно периодам, пропущенных для оплаты сроков.

Чтобы в отчете показать РПСД в «красивом виде», то необходимо чтобы его сумма была сведена к минимуму. В этом случае и законные обязанности будут выполнены и инвестиционные компании не будут затронуты.

В БУ суммы запаса отражают в статье 63 «РПСД» по каждому контрагенту, имеющему просроченное долговое обязательство. В ст. 91 «Прочих затратах» показывают отчисления в запас по неоплаченным деньгам.

То же самое необходимо выполнить при использовании методов расчетов в НУ.

Налоговые проводки

Налоговые проводки по РСД описаны в статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщики могут проводить отчисления по любым задолженностям за основную деятельность, Исключение составляют проценты по кредитным обязательствам.

Создание РСД возможно только после проведения инвентаризации денежных затрат на конец отчетного периода. Проводить инвентаризацию необходимо после возникновения налоговых обязательств.

В учетной политике показывают создание запаса, либо отказ от него. Руководителю сделать это необходимо пред началом нового отчетного года. Инвентаризация проводится с целью определения сроков задолженности.

Основываясь на полученных расчетах, предприятие определяет сумму неоплаченного долга, а затем заносит ее в безнадежную или сомнительную. Если должник ликвидирован, то сумму списывают за счет РПСД. Невозвратные средства просто включают в резерв.

Средства этого фонда могут быть использованы только в случае покрытия затрат от возникших сумм плохих должников.

Возникнуть сомнительный долг для резервного запаса по просроченным выплатам в НУ может при четко указанных обстоятельствах. Это должно быть связано только с теми обстоятельствами, когда контрагент в срок не перечислил деньги для оплаты товара или оказанных ему услуг. И эти суммы не обеспечены никакими долговыми поручительствами, залогами или банковскими гарантиями.

Если налогоплательщик осуществляет оплату налогов на прибыль в авансовом виде, то выполняется расчет запаса в конце каждого месячного периода. Другие налоги можно рассчитывать на конец квартала в течение всего года.

Период просрочки является определяющим фактором для отчисления размера сомнительного долгового обязательства в резервный запас по задержанным долгам.

Процентные отчисления зависят от срока, когда возникли долговые обязательства у контрагента и размера неоплаченной суммы:

  • более 90 календарных дней в резерв заносят 100% сумму должника;
  • от 45 до 90 (включая последнюю) -50%;
  • меньше 45 дней не заносят в резерв;

Налогоплательщик не должен создавать резервный запас по просроченным выплатам более 10% от размера суммы выручки за весь период неоплаты. В размер выручки не следует включать НДС.

Списание долга после истечения искового срока давности проводиться в период, когда истекло время подачи заявления в суд на возврат задолженности, а не по окончании инвентаризации.

Можно создавать сумму РСД меньше 10% выручки отчетного налогового периода. Это может быть очень важно в той ситуации, когда отчисления резервных сумм по общему правилу приведут к убыткам или получению нулевой прибыли (Примером может быть большая выручка с низким доходом). Норматив обязательно отражают в учетной политике по налогообложению.

Учет РСД (списание, начисление, восстановление)

  1. Суммы РСД при создании показывают по дебету счета 91 «Прочие расходы» и кредиту счета 63 «РСД».
  2. Списание долгового обязательства контрагента, ранее занесенного в РПСД по неоплаченным деньгам, проводят по счетам так: показывают в дебете счета 63 «РПСД» в корреспонденции со счетом 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
  3. Безнадежно зависшее долговое обязательство списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», если оно превышает размер запаса.
  4. Списанный размер зависшего долга вносят на забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Это сумма, которая была утрачена из-за окончания срока исковой давности. На протяжении пятилетия она наблюдается при возможности возникновения востребования ее с должника, если вдруг измениться его финансовое положение.
  5. В случае погашения долга, из суммы запаса его необходимо восстановить. Для этого в БУ оплаченная сумма отражается по дебету счета 63 «РСД» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие расходы».

Источник: https://corphunter.ru/ooo/nalog/rezerv-po-somnitelnym-dolgam.html

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

Резерв по сомнительным долгам - бухгалтерские проводки

1. Для чего нужен резерв по сомнительным долгам и обязательно ли его создавать?

2. Чем отличается «бухгалтерский» резерв по сомнительным долгам от «налогового»?

3. Как рассчитать, скорректировать и отразить в бухгалтерском и налоговом учете сумму резерва?

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений.

В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.

Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации.

Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н.

По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: особенности и отличия

Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования. Более наглядно эти отличия представлены в виде заметок на интерактивной онлайн доске:

Как видите, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и в налоговом учете создается по разным правилам и регламентируется разными нормативными актами. Поэтому формировать резерв нужно отдельно для бухгалтерских целей и отдельно для налоговых.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, порядок расчета резерва по сомнительным долгам организация устанавливает самостоятельно.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н указано только, что «величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично». Например, организация может применять один из следующих способов расчета резерва по сомнительным долгам:

  • Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва.
  • Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов. При этом способе величина резерва рассчитывается как доля непогашенных долгов в общей сумме дебиторской задолженности (соотношение определяется по данным за предыдущие несколько лет).
  • Расчет отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки. Такой способ определения величины резерва аналогичен способу, применяемому в налоговом учете, о котором речь пойдет ниже.

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка.

Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

! Обратите внимание: Выбирая конкретный способ определения величины резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, нужно учитывать особенности Вашей организации, а также цели создания резерва и влияние его величины на показатели отчетности.

Чем больше сумма резерва, тем меньше в итоге показатель валюты баланса, и тем меньше показатель чистых активов. Поэтому если Вам нужна «красивая» отчетность (например, для предоставления в банк при обращении за кредитом и т.д.

), то целесообразно выбрать такой способ расчета резерва, при котором его величина будет минимальна – так будут исполнены требования законодательства, но при этом не пострадают интересы организации.

Главное, что нужно учесть: выбранный способ должен быть отражен в учетной политике, а изменения в нее вносятся до начала отчетного года.

В бухгалтерском учете созданный резерв по сомнительным долгам отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», при этом аналитический учет ведется в разрезе должников. Отчисления в резерв учитываются в составе прочих расходов организации на счете 91-2.

Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Организация ООО «Восход» отгрузила покупателю ООО «Икс» товары на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС 18 000 руб.) 10 августа 2014. Срок оплаты по договору установлен 10 дней с даты отгрузки, однако в течение этого срока покупатель не оплатил товар.

Учетной политикой ООО «Восход» для целей бухгалтерского учета предусмотрено ежемесячное формирование резерва по сомнительным долгам исходя из оценки каждого долга.

На 31 августа организация сочла просроченную задолженность ООО «Икс» сомнительной с низкой вероятностью погашения и приняла решение включить в резерв полную сумму задолженности. Бухгалтерские проводки по формированию резерва по сомнительным долгам будут следующие:

Дата Дебет Кредит Сумма, руб. операции
31.08.2014 91-2 63 / ООО «Икс» 118 000,00 Сформирован резерв по сомнительным долгам

Корректировка резерва в течение года

1. Допустим, покупатель ООО «Икс» перечислил в погашение задолженности 50 000 руб. 15 октября 2014 года. В этом случае величина созданного резерва подлежит уменьшению:

Дата Дебет Кредит Сумма, руб. операции

Источник: http://buh-aktiv.ru/rezerv-po-somnitelnym-dolgam-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete/

Резерв по сомнительным долгам – бухгалтерские проводки

Резерв по сомнительным долгам - бухгалтерские проводки

Резерв по сомнительным долгам – проводки, отражающие операции с ним, мы приведем в настоящей статье – подлежит созданию в бухучете в определенных ситуациях. Рассмотрим, что отличает этот резерв и как характеристики резерва влияют на бухгалтерские проводки по нему.

Резерв по сомнительным долгам — что это?

Когда и кем должен быть создан резерв

Начисление суммы резерва

Основные правила бухучета резерва

Резерв начислен и изменен: проводки

Восстановление и использование резерва: проводки

Резерв в бухотчетности

Итоги

Резерв по сомнительным долгам — что это?

Определение долга, признаваемого сомнительным в целях бухгалтерского учета, содержит п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, введенного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — положение о бухучете и бухотчетности).

К сомнительной относят имеющуюся перед юрлицом задолженность ее контрагента, не обеспеченную гарантиями и не оплаченную или имеющую высокую степень вероятности непогашения в срок, указанный в договоре.

То есть речь идет о долгах дебиторов или части этих долгов, в отношении которых присутствуют серьезные сомнения в их получении.

Создание резерва по такой задолженности позволяет показать в бухучете и в бухотчетности реальные суммы долгов, ожидаемых к получению. Для чего это нужно? Во-первых, выполняется требование п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.

2011 № 402-ФЗ о достоверности бухгалтерских учетных данных, попадающих в отчетность и, соответственно, делающих эту отчетность достоверной.

Во-вторых, экономический анализ, выполняемый с использованием цифр бухбаланса, в котором данные о величине дебиторской задолженности играют немаловажную роль, начинает осуществляться с учетом реальной информации по долгам, ожидаемым к получению.

А экономический анализ, проведенный на конкретную отчетную дату и на ряд этих дат, — это процесс, итоговый результат которого интересен не только проверяющим органам или контрагентам, желающим убедиться в финансовой состоятельности анализируемого лица, но и самой организации, имеющей сомнительный долг.

Определение сомнительного долга в бухучете и ряд правил создания резерва по нему отличаются от характеристики аналогичного долга и порядка формирования резерва, создаваемого в налоговом учете (ст. 266 НК РФ).

Резерв для целей налогового учета не является обязательным, в то время как в бухучете создавать его при определенных условиях необходимо независимо от желания юрлица.

В то же время правила работы с резервом в налоговом учете регламентированы во всех аспектах, а бухучет допускает разработку части этих правил на усмотрение организации.

Поэтому между резервами, формируемыми в налоговом и бухгалтерском учете, практически всегда существует разница как в моментах признания сомнительного долга, так и в определении размера резерва по нему, даже если совпадает вид задолженности. Это обстоятельство обусловливает наличие временных разниц, относящихся к резерву. Причем они возникают как в случае создания резерва в налоговом учете, так и при его отсутствии в этом учете.

О том, какие действия приведут к уменьшению временных разниц, читайте в статье «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».

Когда и кем должен быть создан резерв

П. 70 положения о бухучете и бухотчетности, в котором помимо определения сомнительного долга отражены и основные правила работы с ним, не делает каких-либо исключений из круга юрлиц, обязанных создавать резерв по долгам, признанным сомнительными. Таким образом, принцип обязательности создания резерва закреплен за всеми без исключения организациями.

В каких ситуациях надо создавать резерв? Когда задолженность, отвечающая критериям сомнительной, выявлена. При этом вид такой задолженности положение о бухучете и бухотчетности никак не ограничивает, т. е. это может быть любой дебиторский долг, от задолженности подотчетного лица до долгов покупателей.

А вот правил, которым нужно следовать в выявлении сомнительных долгов, положение о бухучете и бухотчетности не устанавливает. И организации самой придется определить, отразив установленный порядок в своей учетной политике, следующие моменты:

  • периодичность проведения инвентаризации долгов;
  • признаки, по которым долг следует считать сомнительным;
  • критерии неплатежеспособности дебитора;
  • принципы оценки вероятности погашения долга в полной сумме или частично;
  • факторы, влияющие на размер создаваемого резерва.

О нестандартных ситуациях, которые могут возникнуть при создании резерва, читайте в материале «Ст. 266 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Начисление суммы резерва

Еще одним моментом, который следует закрепить в учетной политике, является алгоритм определения величины резерва. Размер резерва в бухучете, в отличие от резерва, создаваемого в налоговом учете, не регламентирован.

Поэтому организация должна самостоятельно разработать не только перечень тех факторов, от которых будет зависеть его размер (финансовое состояние должника, вероятность погашения им всего долга или его части), но и формулу расчета конкретной величины создаваемого резерва.

Размер резерва в зависимости от оценки вероятности оплаты задолженности может не совпадать с общей суммой долга.

Основные правила бухучета резерва

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/rezerv_po_somnitelnym_dolgam_buhgalterskie_provodki/

Резервы по сомнительным долгам: учет, проводки

Резерв по сомнительным долгам - бухгалтерские проводки

Этот материал посвящён тому, как организациям вести учет резервов по сомнительным долгам. Так называют любые задолженности перед компанией, возвращение которых под вопросом.

Если предприятие поставило контрагенту продукцию авансом, а у него возникли финансовые трудности, есть риск образования сомнительного долга.

Это обязательно нужно должным образом отразить в бухгалтерской документации и создать фонд.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерии

Сомнительным называется любой долг, погашение которого под вопросом. Это очень общее определение, которое не даёт достаточного понимания, как именно задолженность признают сомнительной. Признаков может быть несколько (подробнее в разделе «Условия формирования»), кроме того каждая организация вправе установить собственные критерии сомнительной задолженности.

Для признания достаточно 1-2 признаков.

От банкротства и финансовых проблем не застрахована ни одна организация, поэтому законодательство требует от экономических субъектов начисление резерва по сомнительному долгу, то есть создания резервного фонда (РФ). Цель — покрытие убытков от безнадёжных долгов. Проводить любое другое расходование заложенных на это направление денег до списания просрочек запрещается.

Создавать резерв по сомнительным долгам обязаны все организации

Обзор законодательства

Главным нормативным актом, регулирующим начисление РФ организациями является приказ министерства финансов от 29 июля 1998 года №34Н. Это базовый документ, положения которого необходимы для корректного БУ. Информацию по таким долгам нужно искать в разделе «Капитал и резервы».

Здесь закрепляется понятие сомнительного долга и в самых общих чертах описываются его признаки. Перечислим ключевые нюансы, которые нужно запомнить. Организации обязаны создавать резервы без каких-либо исключений.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется для каждого отдельного случая, то есть для каждого договора, каждой поставки и т. д, по которым возникли риски.

Объединять, суммировать, плюсовать создаваемые резервы нельзя.

Помимо этого приказа Минфина нужно ориентироваться на положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 4/99, Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 и Положение по бухгалтерскому учету 21/2008.

Бухгалтерский и налоговый учет резервов

РФ по сомнительным задолженностям создаются в бухгалтерском и налоговом учёте, но при этом довольно значительно отличаются. У них разные цели и разный порядок начисления. Так в БУ:

  • создание резерва обязательно для любой просрочки для любых экономических субъектов;
  • РФ нужно создавать даже тогда, когда возвращение денег ещё только рискует стать сомнительным, то есть демонстрирует 1-2 признака или появилась информация о финансовых проблемах контрагента;
  • разрешается составить свои критерии оценки сомнительности и даже собственные правила расчёта объёма РФ.

В налоговом учёте цель создания РФ — уменьшить налогооблагаемую базу прибыли для расчёта налога. Закон ограничивает создание такого фонда в НУ только долгами покупателей, при этом возврат уже должен быть просрочен на 45 дней.

В бухгалтерском учёте — это обязанность, в налоговом учёте — это право. Зато в БУ можно создать свой порядок расчёта, что для НУ категорически запрещается.

Условия формирования

Рассмотрим порядок формирования РФ и проводки «начислить резерв по сомнительным долгам». Для начала нужно выявить, возникло ли обязательство создавать фонд. Задолженность признаётся сомнительной, когда выполняется 1 или одновременно несколько условий:

  • товары или услуги поставлены авансом, без предоплаты или оплачены только частично (для товаров, которые не поставлены организацией из-за неоплаты контрагентом, всё названное не действует, то есть компания обязательно должна уже понести определенные убытки);
  • поставка не обеспечена залогом, банковской гарантией или поручителем;
  • известно о финансовых проблемах/банкротстве контрагента;
  • срок погашения истекает или уже нарушен.

Помимо этих критериев, каждая организация с учётом специфики своей деятельности может установить дополнительные признаки.

Любые основания считать, что контрагент не сможет заплатить вовремя, могут говорить о необходимости создавать РФ. Впрочем, на практике это почти не встречается.

Все положения нужно зафиксировать внутренними нормативными актами, равно как и порядок расчёта, выбранный метод и индивидуальные критерии.

Бухгалтерский учёт резервов по сомнительным долгам — это обязанность, налоговый учёт — право

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Работа по созданию РФ начинается с выявления оснований, то есть определения у конкретных долгов признаков сомнительности. Как это происходит? Основания выявляются по итогам инвентаризации дебиторских задолженностей в конце отчётных периодов. Это регулярная работа, которая помогает своевременно провести деньги в фонд.

Сроки формирования зависят от продолжительности задолженности:

  • до 45 дней — не формируется;
  • от 45 до 90 дней — 50% долга;
  • свыше 90 дней — полная сумма долга.

Далее выбирают метод формирования РФ:

  1. Интервальный — размер отчислений в фонд определяется как процент от долга. При этом процент организация назначает сама, на основе данных о платежеспособности контрагента, срока просрочки и её объёма.
  2. Статистический — ежеквартально или ежемесячно вычисляется доля непогашенных долгов, процент от которой вносится в РФ.
  3. Экспертный — отчислением является сумма каждого сомнительного долга каждого контрагента отдельно.

Списание резерва по сомнительному долгу, если его средства оказались невостребованными, происходит в конце календарного года.

Основные проводки с примерами

Проводки создание резерва по сомнительному долгу — Д91, К63. Когда долг признан безнадёжным и его надо списать через РФ — Д63, К60, 62, 76. Если должник погасил задолженность — Д63, К91.

Для наглядности изучите пример расчета. Организация поставила партии товаров контрагентам на суммы:

  • ООО «1» — 30 000 рублей, просрочка 46 дней;
  • ООО «2» — 115 000 рублей, просрочка 50 дней;
  • ООО «3» — 200 000 рублей, 95 дней.

Итак, у всех компаний просрочка больше 45 дней, значит начисляем резерв пропорционально давности долга и делаем проводки:

Операция Д К Сумма

Сформирован РФ

91 63

30 000 х 50% = 15 000115 000 х 50% = 57 500

200 000 (100% от просрочки свыше 90 дней)

ООО «2» оплатил долг

63 76

115 000

Списать РФ ООО «2» по конкретному обязательству, восстановление резерва

63 91  57 500

ООО «1» обанкротился

 63  60  30 000

Списать невостребованные средства РФ по итогам года

 63  91

(272 500 — (57 500 + 30 000)) = 185 000

Заключение

Создание резервного фонда по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте — обязанность всех организаций. Существуют общепризнанные критерии определения сомнительности просрочки, а также компании вправе разработать и утвердить в учётной политике собственные. Начисления в фонд зависят от объёма и срока задолженности. В материале мы на конкретных примерах рассмотрели типовые проводки.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://biztolk.ru/finansy/buhgalteriya/rezervy-po-somnitelnym-dolgam-uchet-provodki.html

Большой налог
Добавить комментарий